Страница 47 из 81



Духовная любовь включает в себя 3-ю ступень любви.

Идея родины предполагает в человеке живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа… Любить родину значит любить и (находить в ней) нечто такое, что на самом деле заслуживает любви…. Предмет, именуемый родиной, настолько сам по себе есть объективно и безусловно прекрасен, что душа, нашедшая его, обретшая свою родину, - не может не любить ее…. Если он не любит ее, то это означает, что он ее не нашел и не имеет. Ибо родина обретается именно духом, духовным глазом, волею к божественному на земле. Кто не голодает духом (ср. у Пушкина «Духовной жаждою томим»), кто не ищет божественного в земном, тот может не найти своей родины…. Родина есть (воплощенная) духовная реальность…. (Она) воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом. Человек совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма…. Чтобы постигнуть сущность родины, необходимо уйти вглубь своего сердца, проверяя и удостоверяясь, и обнять взором весь объем (пережитого) человеческого опыта….

Есть на свете предметы, которые возможно воспринять только глазом;… есть также предметы, которые доступны только уху и слуху; подобно этому есть такие предметы, которые могут быть восприняты, пережиты и приобретены только любовью (которая может начинаться с простой привязанности). К таким предметам принадлежит и родина. С человеком, у которого нет реального, живого опыта в этой сфере, который никогда не ощущал (привязанность) сердцем… трудно было бы даже беседовать на эту тему…

По-видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою. Люди естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. (И) поэтому духовная сущность патриотизма остается за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах (еще не в духе!) в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу (в мирные, спокойные времена), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного или ожесточенного инстинкта (при войнах и междоусобицах), способного заглушить в душе, и голос совести, и чувство меры, и справедливости, и даже требования здравого смысла. Тогда патриотизм оказывается слепым аффектом… гордыней… агрессивной ненавистью. И тогда оказывается, что сам «патриот» и «националист» переживает не творческий подъем, а временное ожесточение…. В сердце такого человека живет не любовь к родине, а … опасная смесь из воинственного шовинизма и тупого национального самомнения. За «великодержавным пафосом… нередко скрывается личная или классовая корысть».

(В отличие от этого духовная) любовь к родине есть творческий акт духовного и культурного самоопределения, верный перед лицом Божиим и потому благодатный. Только при таком понимании патриотизма и национализма могут раскрыться в их священном и непререкаемом значении…

Но противопоставляя «слепо-инстинктивный» патриотизм «духовному», мы нисколько не отрицаем и не умаляем силы инстинкта в отношении к родине и нации. Отвергается отнюдь не инстинкт…, а только слепой духовно не освященный инстинкт.

…Природные, исторические, кровные и бытовые связи… могут и должны приобретать то духовное значение, которое делает их достойным предметом патриотической любви. Тогда они наполняются внутренним, священным значением, ибо человек воспринимает через них как бы тело, или жилище, или колыбель, или орудие и средство, или материал для духа, как для своего духа, так и для духа своих предков и своего народа….

Для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта, но любовь к (просвечивающемуся) в них и являющемуся через них; к духу, который их создал, выработал, выстрадал или наложил на них свою печать…. Истинным патриотом будет тот, кто обретет для своего чувства предмет действительно стоящий самоотверженной любви и служения… Он любит их духовною любовью, в которой инстинкт и дух суть едино…. В любви этой, и в служении этом он находит свое жизненное самоопределение и свое счастье.

Духовный опыт у людей сложен и по строению своему, многоразличен; он захватывает и сознание человека, и бессознательно-инстинктивную глубину души: одному говорит природа или искусство родной страны; другому – религиозная вера народа; третьему – стихия национальной нравственности; четвертому – величие государственных судеб родного народа; пятому – энергия его благородной воли; шестому – свобода и глубина его мысли и т.д. Есть (любовь и привязанность к родине) исходящая от семейного и родового чувства, с тем, чтобы отсюда покрыть всю ширину, и глубину, и энергию национального духа…. Но есть патриотизм, исходящий от религиозного и нравственного обмена родного народа, от его духовной красоты и гармоничности…

Нет сомнения, что оно привыкшее к созерцанию непреходящего, легче обретет вечные красоты и глубины.

(Сердечная привязанность ко всему родному предполагает) реально испытать… загоревшийся огонь… чувства, пережить своего рода духовное обращение, которое обязывает к открытому исповеданию, это значит открыть безусловное достоинство, действительно и объективно ему присущее, и прилепиться к нему волею и чувствами; и в то же время – открыть в самом себе беззаветную преданность этому предмету и способность бескорыстно радоваться его совершенству, любить его и служить ему. Иными словами, это значит – соединить свою жизнь с его жизнью и свою судьбу с его судьбою; а для этого необходимо, чтобы привязанность приобрела духовную глубину и дар духовной любви…

Иван Ильин
«Путь духовного обновления»

Земная премудрость о восьми ступенях любви. Содержание.
Введение
Светоаурическая система
Первая ступень любви. Физический Эрос
Сексуальный импульс или физическое влечение
Вожделение
Эрос в русской и французской литературе
Вторая ступень любви. Эротико-романтическая дружба. Эррде
Эротика и дружба
Любовь-игра. Значение новизны и разнообразия переживаний
Эмоциональная симпатия, впечатление, волнение
Удивление, порыв к любви, всплеск чувств
Третья ступень любви. Любовь-привязанность. Сторге
Привязанность
Ценность личности, ответственность
Любовь-привязанность к родине
Любовь-привязанность к живой природе
От привязанности к расширению своего "я" в другом
Четвертая ступень любви. Этическая душевная дружба. Этос
Этическая фома эроса. Расширение своего "я"
Утверждение бытия человека, добродетель
Сдвоение "я"
Пятая ступень любви
Страстная влюбленность
Этапы и качества влюбленности. Первый этап
Второй этап. Идеализация любимого. Поэтизация жизни
Третий этап. Взаимоотражение. Приобщение к вечности
Соединение двоих в единую индивидуальность
Шестая ступень любви. Филия-идиллия. Любовь-супружественная
Взаимоотражение любящих в любви супружественной
Рождение из двух "я" одного "мы". Взаимная самоотдача
Соощущение в нежности. Внутреннее приближение к другому "я"
Продолжение пути к любви в браке
Об энергетических слияниях родственных душ
Любовь супружественная на небесах
Седьмая ступень любви. Любовь-сострадание. Каритас
Любовь - дающая
Каритас желает сохранения личности в вечности
Каритас - любовь-дарение и благодарение
Любовь по-русски
Каритас - алхимический процесс трансформации личности
Каритас способствует приобретению духовных сил
Жертвенная любовь - Закон Бога и Космоса
Восьмая ступень любви. Духовная любовь - агапе.
Духовная любовь включает в себя 1-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 2-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 3-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 4-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 5-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 6-ю ступень любви.