Страница 48 из 81



Духовная любовь включает в себя 4-ю ступень любви.

Духовная любовь – Дружба – единосущие любящих в Свете.

Мы говорим «любовь» («духовная дружба»), но спрашивается, в чем же конкретно выражается эта духовная любовь? – В преодолении границ самости, в выхождении из себя, для этого и нужно духовное общение друг с другом. В Евангелии от Иоанна сказано: «Если же (мы) ходим в Свете, подобно как Он в Свете, то имеем общение друг с другом». (Имеем Этически Освященную связь друг с другом – Этос).

…Любовь к (другому) – это явление другому, переход на другого, как бы истечение в другого ( истечение в Свете). Метафизическая природа (духовной дружбы) – в сверхлогическом (преодолении) голого самотождества «Я –Я» и в выхождении из себя, а это происходит при истечении на другого, при влиянии на другого силы Божией, расторгающей узы человеческой конечной самости. В силу этого выхождения «Я» делается в другом, в «не-Я», этим самым «не-Я» делается единосущим брату. Подымаясь над логическим, бессодержательным законом тождества и отождествляясь с любимым, … «Я» выходит из своего рубежа, из нормы своего бытия, и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем включить свое «Я» в другого…. Таким образом, безличное «не-Я» делается (во мне определенным )лицом, другим «Я», т.е. «величайшей реальностью – «ты».

… Но в этом (погружении в другого) происходит обратное восстановление «Я» причем имеющим благодаря любви усиленное вселенское и вечное значение.

В другом, образ моего бытия находит свое «искупление» из-под власти греховного самоутверждения, освобождается от греха обособленного существования*.

Подымаясь над границей своей природы, «Я» выходит из пространственно-временной ограниченности и входит в Вечность…. Этот единый, вечный и бесконечный акт (выхождения из себя) есть единосущие любящих (друг друга) в Боге, причем «Я» является одним и тем же с другим «Я» и вместе с тем отличным от него**.

*Эта любовь тренирует, подготавливает личность человека к погружению в личность Бога и к восприятию любви Божественной.

**Таким образом, «Я» запечатлевает свою личность и личность другого в Вечности. И когда все миры и все эоны пройдут, это запечатление на высших духовных планах и в духовных телах может остаться, ибо любовь друг к другу в Боге, в Свете есть закон для Вечности

Павел Флоренский

«Столп и утверждение Истины»

2. Духовная любовь – источник религиозной веры.

Духовная любовь… есть источник религиозной веры. Именно… (благодаря ей) человек становится верующим в подлинном и чистом смысле этого слова.

Нельзя начать веровать в силу логических, отвлеченно умственных доказательств или аргументов. Рассудочные доказательства могут только разрушить умственные сомнения, да и только в том случае, если эти сомнения проистекают из умного источника и имеют разумные и предметные основания. Вера не дается доказательствами. Ибо источник веры не в рассуждении, а в предметном горении сердца. В этом основное отличие православия от протестантизма (и мормонов)…

Сколько бы человек не твердил себе, что «надо» уверовать, сердце от этого не воспламенится и духовное видение от этого не возникает…

(Также) никакое волевое напряжение не может отверзнуть духовно-незрячие очи и не может вызывать к жизни глубинный огонь любви. Вера не дается волевому нажиму. Ибо источник (истинной) веры не в волевом решении (сегодня или завтра «начну веровать»), а в силе созерцающей любви. В этом основное отличие православия от католичества. Человек может уверовать, только свободно и подлинно прозрев, духовно прозрев сердцем (ощутив субстанцию любви в себе) или, иначе – узрев Бога в горении свободной и искренней любви. Но это каждый из нас должен пережить сам в себе и за себя (можно, конечно, поверить в чем-то на слово очевидцам, но найдутся скептики и циники, которые это будут отрицать, и база такой веры-доверия будет не прочной). (Хотя истинная) горящая вера одного, изливаясь в его словах и делах, может вызвать огонь в других сердцах (вызвать некоторый резонанс); но в этих других сердцах должен появиться действительно как живое и самостоятельное пламя, а не только в виде «подражания» или внушающего «заражения» (как «заражаются» иногда влияниями различных псевдоучителей, различных «медитационных» практик, единым хохотом, отсутствием самоконтроля, оставаясь в душе черствыми, без огня духовной любви и веры). Только испытав духовную любовь,… вера сможет превратиться в средоточие души и в действительный путь жизни. (И это так очевидно).

Вера станет главным в (направлении) жизни; не в смысле церковного богослужения, - ибо совсем не все люди призваны к духовному сану, - но главным источникам настроений, решений, слов и дел. Вера вдохновит и направит волю; раскроет уму и воображению новые горизонты; облагородит жизнь чувства и воспитает, освящая и одухотворяя, чувственную жизнь человека. Она станет как бы в центре душевного шара, и разошлет по всей периферии как бы живыми радиусами свои лучи, в виде всепроникающего света, вскрывающего во всем духовный смысл и особую, не выставляемую напоказ религиозную (устремленность) и значимость.

У верующего человека открыто духовное зрение (или развита духовная интуиция), что позволяет отличать добро от зла.(Верующий) видит Бога: ибо Бог есть добро и совершенство.

У верующего человека на таинственном и скрытом от глаз «жертвеннике душевным»… горит огонь; это его духовная любовь, ведущая его и (направляющая) его к совершенству. …Ни один человек из живущих на земле не может считать свою веру совершенной и законченной – ни по глубине и объему ее, ни по ее содержанию. (Некоторые наивно полагают, что если они выучили «Символ веры» и часто произносят его, забывая, разве что в момент получения зарплаты или ссоры с соседом – то их вера совершенна). Напротив, каждый остается до конца строителем своей веры и Божиим учеником. И чем искреннее и скромнее он в своем ученичестве, тем плодотворнее будет его строительство, тем большего он достигнет – и в углублении своей веры, и в раскрытии и обогащении ее содержания (и в удивлении и благоговении перед Божественной Жизнью).

Иван Ильин

«Путь духовного обновления»

Земная премудрость о восьми ступенях любви. Содержание.
Введение
Светоаурическая система
Первая ступень любви. Физический Эрос
Сексуальный импульс или физическое влечение
Вожделение
Эрос в русской и французской литературе
Вторая ступень любви. Эротико-романтическая дружба. Эррде
Эротика и дружба
Любовь-игра. Значение новизны и разнообразия переживаний
Эмоциональная симпатия, впечатление, волнение
Удивление, порыв к любви, всплеск чувств
Третья ступень любви. Любовь-привязанность. Сторге
Привязанность
Ценность личности, ответственность
Любовь-привязанность к родине
Любовь-привязанность к живой природе
От привязанности к расширению своего "я" в другом
Четвертая ступень любви. Этическая душевная дружба. Этос
Этическая фома эроса. Расширение своего "я"
Утверждение бытия человека, добродетель
Сдвоение "я"
Пятая ступень любви
Страстная влюбленность
Этапы и качества влюбленности. Первый этап
Второй этап. Идеализация любимого. Поэтизация жизни
Третий этап. Взаимоотражение. Приобщение к вечности
Соединение двоих в единую индивидуальность
Шестая ступень любви. Филия-идиллия. Любовь-супружественная
Взаимоотражение любящих в любви супружественной
Рождение из двух "я" одного "мы". Взаимная самоотдача
Соощущение в нежности. Внутреннее приближение к другому "я"
Продолжение пути к любви в браке
Об энергетических слияниях родственных душ
Любовь супружественная на небесах
Седьмая ступень любви. Любовь-сострадание. Каритас
Любовь - дающая
Каритас желает сохранения личности в вечности
Каритас - любовь-дарение и благодарение
Любовь по-русски
Каритас - алхимический процесс трансформации личности
Каритас способствует приобретению духовных сил
Жертвенная любовь - Закон Бога и Космоса
Восьмая ступень любви. Духовная любовь - агапе.
Духовная любовь включает в себя 1-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 2-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 3-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 4-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 5-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 6-ю ступень любви.