Страница 49 из 81



Духовная любовь включает в себя 5-ю ступень любви.

Духовная любовь и идеализация любимого. Истинная идея любимого хотя и просвечивает в мгновения любовного пафоса сквозь реальные явления, но в более ясном виде является, сначала лишь как предмет воображения. Конкретная форма этого воображения, идеальный образ, в который я облекаю любимое лицо в данный момент (магия любви), создается … мною (в сотворчестве с Богом)… Если для меня, находящегося по ту сторону трансцендентного мира, … идеальный(образ возлюбленной) является (частично) как предмет моего воображения, это не мешает его полной действительности в другой высшей (нирванической) сфере бытия. …Наш ум не совсем чужд ей, и мы можем иметь некоторое умозрительное понятие о законах ее бытия. (В будущие века эти законы будут все больше познаваться). И вот первый, основной закон: если в нашем мире раздельное и изолированное существование есть факт и актуальность, единство – только понятие и идея, то там, наоборот, действительность принадлежит единству, или, точнее, всеединству, а раздельность и обособленность существует только потенциально и объективно.

А (из этого закона) следует, что бытие этого лица в трансцендентной сфере не есть индивидуальное в смысле здешнего… бытия. Там, т.е. в истине, индивидуальное лицо есть только луч одного светила – всеединой сущности. Это идеальное лицо, или олицетворенная идея, есть только индивидуализация всеединства, которое неделимо присутствует в каждом из этих своих (форм). Итак, когда мы воображаем идеальную форму любимого (любимой), то под этой формой нам (открывается, просвечивается) сама всеединая сущность (в мужском или женском аспекте).

…Совершенство (мира горнего) которое для нас еще только осуществляется, для Бога, т.е. в Истине, уже есть действительно. То идеальное единство, к которому стремится мир и которое составляет цель космического и исторического процесса, оно не может быть только чьим-нибудь субъективным понятием,… оно истинно есть как вечный предмет любви Божией, как Его вечное другое.

Этот живой идеал Божий Любви, предшествуя нашей любви, содержит тайну ее идеализации. Здесь идеализация низшего существа есть вместе с тем начинающаяся реализация высшего, и в этом истина любовного пафоса. Полная же реализация индивидуального женского существа в неотделимой от своего лучезарного источника луч Вечной Божественной Женственности будет действительным, не субъективным только…

(Объект) истинной любви не прост, а двойственен: мы любим, во-первых, то идеальное (не в смысле отвлеченном, а в смысле принадлежности к другой, высшей сфере бытия) существо, которое мы должны ввести в наш реальный мир, и во-вторых, мы любим, то природное человеческое существо, которое дает живой личный материал для этой реализации и которое… идеализируется не в смысле нашего субъективного воображения, а в смысле своей действительной объективной перемены или перерождения. Таким образом, истинная любовь есть нераздельно и восходящая и нисходящая.… Для Бога Его другое… имеет от века образ Совершенной Женственности, но Он хочет… чтобы (Ее лучезарная частица, Ее луч) реализовался и воплотился для каждого, способного с ним соединиться.

Сама Вечная Женственность не есть только… образ в уме Божием(!), а живое Духовное Существо, обладающее всей полнотой сил и действий. Весь… процесс Ее реализации и воплощения в великом многообразии (женских образов) и степеней.

Эта Божественная (Вечная Женственность) получает средство для своего воплощения в индивидуальной жизни человека. Отсюда те проблески неземного блаженства, то веяние нездешней радости, которым сопровождается любовь,… и которые делают ее, даже не вполне совершенную, величайшим наслаждением людей и богов. Отсюда же и глубочайшее страдание любви, бессильной удержать (увы) свой истинный предмет (источник) и все более и более от него удаляющийся.

Здесь получает свое законное место и тот элемент обожания и беспредельной преданности (мужчин и верности женщин), который так свойственен любви и так мало имеет смысла, если относится только к земному ее (образу) в отдельности от Небесного.

(Космическое) основание двойственного, или, лучше сказать, двустороннего характера любви разрешает вопрос о возможности повторения любви. Небесный (Прообраз)… любви (мужчины и женщины) только один – Вечная Женственность Божия, но так как задача истинной любви состоит не в том только, чтобы (приближаться в духе) к этому высшему, а в том, чтобы реализовать и воплотить… его в другом, низшем существе той- же женской формы, оно же есть одно из многих (но постепенно может иметь) единственное (и неповторимое) значение для любящего…

… (Все сказанное) открывает нам смысл любви как высшего проявления индивидуальной жизни, находящей в соединении (со своей половиной) свою собственную бесконечность…

Владимир Соловьев

«Смысл любви»

2. Любящий прозревает любимого.

В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого сквозь оболочку природного мира…. Любовь есть путь, а раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Любящий знает о лице любимого то, что весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир. Только любящий истинно воспринимает личность, разгадывает ее гениальность. Все мы, - не любящие, знаем лишь поверхность лица, (но) не знаем его последней тайны.

…Любовь сама по себе дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного. Истинная любовь этим не ограничивается и на этом не останавливается: она вживается в любимый предмет вплоть до художественного отождествления с ним. Чувство и воображение соединяются у любящего человека и повышают силу его восприятия и воспроизведения настолько, что проницательность его по отношению к любимому предмету доходит до настоящего интуитивного ясновидения. Иногда эта сила ясновидящей проницательности ограничивается одним любимым человеком;… но иногда эта сила переносится и на других людей, и на весь мир…. Во всяком случае, человек, осчастливленный любовью (и любимой), созерцает и воспринимает предметы внешнего и внутреннего мира совсем иначе, чем человек с сухим и каменеющим сердцем, холодный чопорный эгоист. Любящему человеку весь мир говорит иное и иначе, та, как если бы каждый цветок раскрывался ему по-особому, каждая птица пела ему по-иному, каждый луч солнца светился ему ярче, каждое человеческое сердце повертывалось к нему особенно…. Ибо любовь есть сила всесогревающая и всевидящая; она сама и цветет, и поет, и сияет…

Иван Ильин
«Путь духовного обновления»

Земная премудрость о восьми ступенях любви. Содержание.
Введение
Светоаурическая система
Первая ступень любви. Физический Эрос
Сексуальный импульс или физическое влечение
Вожделение
Эрос в русской и французской литературе
Вторая ступень любви. Эротико-романтическая дружба. Эррде
Эротика и дружба
Любовь-игра. Значение новизны и разнообразия переживаний
Эмоциональная симпатия, впечатление, волнение
Удивление, порыв к любви, всплеск чувств
Третья ступень любви. Любовь-привязанность. Сторге
Привязанность
Ценность личности, ответственность
Любовь-привязанность к родине
Любовь-привязанность к живой природе
От привязанности к расширению своего "я" в другом
Четвертая ступень любви. Этическая душевная дружба. Этос
Этическая фома эроса. Расширение своего "я"
Утверждение бытия человека, добродетель
Сдвоение "я"
Пятая ступень любви
Страстная влюбленность
Этапы и качества влюбленности. Первый этап
Второй этап. Идеализация любимого. Поэтизация жизни
Третий этап. Взаимоотражение. Приобщение к вечности
Соединение двоих в единую индивидуальность
Шестая ступень любви. Филия-идиллия. Любовь-супружественная
Взаимоотражение любящих в любви супружественной
Рождение из двух "я" одного "мы". Взаимная самоотдача
Соощущение в нежности. Внутреннее приближение к другому "я"
Продолжение пути к любви в браке
Об энергетических слияниях родственных душ
Любовь супружественная на небесах
Седьмая ступень любви. Любовь-сострадание. Каритас
Любовь - дающая
Каритас желает сохранения личности в вечности
Каритас - любовь-дарение и благодарение
Любовь по-русски
Каритас - алхимический процесс трансформации личности
Каритас способствует приобретению духовных сил
Жертвенная любовь - Закон Бога и Космоса
Восьмая ступень любви. Духовная любовь - агапе.
Духовная любовь включает в себя 1-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 2-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 3-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 4-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 5-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 6-ю ступень любви.