Страница 22 из 100



Любовь как религия

Любовь как религия - есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное приятие его существа вопреки всем его недостаткам, перемещение, на любимое существо центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обязанности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим. Любовь есть счастие служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причинят это служение...

Любовь есть, таким образом, благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нем некоего божественного начала. Всякая истинная любовь - все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет - есть по самому ее существу религиозное чувство. И вот именно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще...

Предмет любви... [может и доставлять] нам огорчения и страдания; вообще говоря, равнодушный в каком-то смысле счастливее или по крайне мере спокойнее любящего, ибо свободен от забот и волнений... В предмете любви многое может нам не нравиться, сознаваться как недостаток - от этого мы не перестаем его любить, и забота о благе любимого бывает связана с многими страданиями и волнениями...

[Любовь] дает высшее выражение самой глубокой и интимной потребности человеческого сердца, и есть «естественная религия». Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа, - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе... Любовь [основанная на эротическом влечении]... при всей ее силе и значимости в человеческой жизни, есть… лишь зачаточная форма истинной любви в намеченном выше смысле, или же [в лучшем случае] благоухающий, но хрупкий цветок, распускающийся на стебле любви, а не подлинный корень. По основной, исходной своей сущности она корыстна… в более высокой, очищенной форме она есть эстетическое восхищение, т.е. совпадает с восприятием красоты, телесной и душевной, любимого существа. Это восприятие красоты уже содержит… элемент религиозного чувства; поэтому через него в любимом существе усматривается отблеск чего-то божественного, и оно само «обоготворяется»...

Платон в диалоге «Симпозиум» описываем подлинное назначение эротической любви, именно как первой ступени к религиозному чувству: любовь к прекрасным телам должна переходить в любовь к «прекрасным душам», а последняя - в [духовную] любовь к самой Красоте, совпадающей с Добром и Истиной.... [Причем есть достаточно] совершенный путь развития и углубления эротической любви - именно, когда она постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого, т.е. когда через любовь к... облику любимого - телесному и духовному - мы проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик «выражает», хотя всегда и несовершенно, - к его личности, а это значит: к его существу как индивидуально конкретному товарному воплощению божественного начала личного Духа в человеке. Здесь... обоготворение чисто эмпирически-человеческого как такового преобразуется в благоговейно-любовное отношение к индивидуальному образу [и подобию] Божию в... [конкретном] человеке*. Истинный [Эрос брачной любви] есть путь такого [духовно-алхимического] религиозного преображения эротической любви, и можно сказать, что в этом таинственном «богочеловеческом» процессе преображения и состоит то, что называется «таинством брака»...

Любовь в [духовном] смысле этого понятия означает преодоление всякой замкнутости; в ней все люди как таковые признаются... членами единой всеобъемлющей семьи, детьми единого Отца...

Сколько бы люди в своей конкретно-эмпирической, исторической жизни ни грешили против... религии любви - [духовная] сила любовного восприятия человека как начала абсолютного... продолжает действовать… напоминать человеку об абсолютной правде и о ничтожестве перед ее лицом всех земных, обособляющих и разъединяющих оценок и мерил...

[Любовь как религия]... объемлет всю полноту многообразия людей, народов, культур... и в каждом... - всю полноту [лучшего, что в них есть], Любовь есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, та открытость души, которая широко открывает свои объятия всякому проявлению [Сущего] как такового, ощущает его божественный смысл...

Любовь как религия есть положительная творческая сила, расцвет души, радостное приятие другого, удовлетворение своего собственного бытия через служение, другому, через перенесение центра тяжести своего бытия на другого...

...Завет любви к людям не есть [только] моральное предписание; он есть попытка помочь душе открыться, расшириться, внутренне расцвести, просветлеть. Это есть попытка открыть глаза души, помочь ей увидеть что-то, что ее притягивает к отдельному, избранному человеческому существу и делает его «любимым»... Это есть и попытка воспитать внимание и зоркость души к истинной реальности всего конкретно-сущего, научить ее воспринимать его ценность и притягательную силу, благодаря чему любовь как субъективное чувство, любовь - предпочтение, направленная на одного или немногих избранных существ, превращается в универсальную любовь...

С того момента, как любовь в [священном] ее смысле была [заповедана] и открыта как норма и идеал человеческой жизни, как ее цель, в которой она находит свое последнее удовлетворение, - мечта о реальном осуществлении всеобщего царства [расцвета и проявления] любви не может уже исчезнуть из человеческого сердца. Сколь бы тяжка, мрачна и трагична ни была фактическая судьба человечества, человек отныне знает, что истинная цель его жизни есть любовь...

Семен Франк
Из работ «Русское мировоззрение»
«Религия любви»

Русская очевидность
Оправдание духовного начала родины
Феномен России
Русская идея
Русский и европеец
Русская очевидность и русская тайна
Исторический и метаисторический экскурс
Пути расселения ариев-праславян
Американские генетики о русских-ариях
Религиозная жизнь древних руссов
Послание Сварога
Богиня Веста у славян
Гиперборея и истоки Руси. Крайон
Предуготовленная вера
Этапы становления христианской русской души
Метаистория и стезя космического становления
Дар вестничества в русской литературе
Национальные особенности
Особенности национального эроса
Русское мировоззрение
«Мы» − философия
Любовь как религия
Первообразы русской культуры
Радуга русских икон
Сиятельнейший образец русской святости
Русский мистический опыт
Вестничество современных русских контактеров
Наставления святого Сергия Радонежского русским ученикам.
Послание апостола Андрея Первозванного.
Послание святого Николая Чудотворца.
О социальной жизни по законам Божьим
Духовность ума и духовность сердца
Косморусское учение "Радуга Искры Божьей"
Борьба со злом
О сближении научного и религиозного понимания
О Духовном теле
Об эволюции человека
Путь познания Творца
О Небесных странах человечества
Небесная Россия
От Казанской иконы Божьей Матери до Храма всех религий в Казани
Земной аналог Небесного Иерусалима - в России
Вариант будущего в духовном опыте русского Нострадамуса
Пророчества будущего и вариант философии космического православия
Вестничество и Богосотворчество
Христос раскрывает тайну о Создателях Нашей Вселенной
Русские, примите прогрессивное откровение
Души от Миров Святого Духа
Общение с Богом по-русски
Сердечное соприкосновение с Создателем наших душ



Примечание:

  1. Это есть алхимия любви.