Страница 25 из 100



Сиятельнейший образец русской святости

Один из сиятельнейших русских святых Серафим Саровский заповедывал научиться распознавать состояния своей души... [Он] начинал свои духовные наставления следующими словами: «Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца... Если мы ощущаем в сердцах своих хлад... то призовем Господа, и Он, придет, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника»…

Одно место из беседы преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловы раскрывает нам лучше всяких богословских трактатов, в чем состоит... познание единения с Богом. Во время этой беседы, проходившей в зимнее утро на лесной опушке, этот ученик преп.Серафима говорит своему учителю:

«Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверен, что я в Духе Божием? Как мне самому в себе распознать истинное его явление?

Батюшка о.Серафим отвечал: «Я уже сказал Вам, что это очень просто, и подробно рассказал Вам, как люди бывают в Духе Божием и как должно разуметь Его явление в нас... «Надобно, - сказал я, чтобы я понял это хорошенько».

Тогда о.Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал: «Мы оба теперь в Духе Божием с любовью; что же вы глаза опустили, что же не смотрите на меня?»

Я отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть; потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли».

О. Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». И приклонив ко мне голову, тихонько на ухо сказал: «Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его! Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и сказал внутри себя: «Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего Святого, которым Ты удостаиваешь рабов своих когда благоволишь являться им во свете великолепной Славы Твоей», вот, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима. Как же нам не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим? Этак, не всегда и великим пустынникам являет Господь милость Свою, это уже благодать Божия благоволилась утешить сокрушаемое сердце Ваше, как мать чадолюбивая, по представительству Самой Матери Божией. Что же вы не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, не убойтесь: Господь с нами!».

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный трепет. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости полуденных лучей его, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный, простирающийся далеко на несколько сажень кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую и меня и великого старца...

«Что же чувствуете вы теперь?» - спросил меня о. Серафим.

«Необыкновенно хорошо», - сказал я.

«Да как же хорошо? - спросил он, - что же именно-то?»

Я ответил: «Чувствую такую тишину и мир в моей душе, что никаким словом то выразить не могу».

«Это, ваше Боголюбие, этот мир, - сказал о. Серафим, - про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир Мой даю вам, не яко же мир дает...»

«Мир, по слову апостольскому «всяк ум преимудрейший»... Что же еще чувствуете»?» - спросил меня о.Серафим.

Я сказал: «Необыкновенную радость во всем моем сердце».

И батюшка о.Серафим продолжал «когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченной радостью; ибо Дух Божий радосотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся... Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготовлена там, на небесах, плачущим здесь на земле. Вот и вы, довольно поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь еще в здешней жизни Теперь за нами дела, чтобы труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу... Вот тогда-то теперешняя наша радость, являющаяся нам в вмале и вкратце, явится во всей полноте своей... [в нас], преисполняемых неизъяснимых пренебесных наслаждений».

Этот рассказ об опыте [Серафима Саровского] содержит в своей простоте все учение... о «гнозисе» - познании благодати, которое достигает своей наивысшей ступени в видении Божественного света. Этот свет наполняет человеческую личность, достигшую единения с Богом. Это уже более не экстаз, не преходящее состояние, которое восхищает, отрывает человеческое существо от его обычного опыта, несознательная жизнь в свете, в непрестанном общении с Богом.

В той же духовной беседе... преподобный Серафим говорит вопрошающему: «Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к вере святой в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас промысла, до того дошли, что не понимаем слов Священного Писания. Некоторые говорят: Это место непонятно, потому что неужели апостолы так очевидно при себе Духа Святого чувствовать могли. Тут нет ли-де ошибки? Но ошибки... не было и нет никакой... Это все произошло от того, что, мало-помалу удаляясь от простоты христианского ведения, мы под предлогом просвещения[1] зашли в такую тьму неведения, что нам кажется неудобопонятным, о чем древние христиане до того ясно разумели, что в самых обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми никому из собеседующих не казалось странным».

«О цели христианской жизни»
1914 г.

Русская очевидность
Оправдание духовного начала родины
Феномен России
Русская идея
Русский и европеец
Русская очевидность и русская тайна
Исторический и метаисторический экскурс
Пути расселения ариев-праславян
Американские генетики о русских-ариях
Религиозная жизнь древних руссов
Послание Сварога
Богиня Веста у славян
Гиперборея и истоки Руси. Крайон
Предуготовленная вера
Этапы становления христианской русской души
Метаистория и стезя космического становления
Дар вестничества в русской литературе
Национальные особенности
Особенности национального эроса
Русское мировоззрение
«Мы» − философия
Любовь как религия
Первообразы русской культуры
Радуга русских икон
Сиятельнейший образец русской святости
Русский мистический опыт
Вестничество современных русских контактеров
Наставления святого Сергия Радонежского русским ученикам.
Послание апостола Андрея Первозванного.
Послание святого Николая Чудотворца.
О социальной жизни по законам Божьим
Духовность ума и духовность сердца
Косморусское учение "Радуга Искры Божьей"
Борьба со злом
О сближении научного и религиозного понимания
О Духовном теле
Об эволюции человека
Путь познания Творца
О Небесных странах человечества
Небесная Россия
От Казанской иконы Божьей Матери до Храма всех религий в Казани
Земной аналог Небесного Иерусалима - в России
Вариант будущего в духовном опыте русского Нострадамуса
Пророчества будущего и вариант философии космического православия
Вестничество и Богосотворчество
Христос раскрывает тайну о Создателях Нашей Вселенной
Русские, примите прогрессивное откровение
Души от Миров Святого Духа
Общение с Богом по-русски
Сердечное соприкосновение с Создателем наших душ



Примечание:

  1. под предлогом «позитивизма», «рационализма», «материализма»