Страница 24 из 81



Страстная влюбленность

Когда влечение достигает максимума, начинается фаза, известная под названием страстной влюбленности. Это самая безумная фаза любви – фаза, которую обессмертили Ромео и Джульетта, Сирано де Бержерак и тысячи любовников, смотрящих на нас с экрана, – но в то же время это фаза, которая вызывает больше всего разногласия. Это время самых расточительных эмоций и безудержного оптимизма. Рушится представление о границах и пределах, во всяком случае, с точки зрения постороннего наблюдателя. Для своей семьи Джульетта не была солнцем в небе, и одержимость ею Ромео несла в себе опасность для юной девушки.

Но никакие внешние оценки на этой фазе не имеют значения. Ослепленные страстью любовники настолько опьянены своими чувствами, что теряют сон и аппетит, любое занятие становится помехой в их всепоглощающей любви.

Страстная влюбленность может быть безудержной потому, что она является освобождением от всяких ограничений, лишенных любви, которые мы привыкли называть нормальными. В духовном смысле быть ослепленным страстью означает видеть в другом человеке Бога, божественную сущность, достойную поколения. В древней Индии это истинное видение божественного и погруженность в его сияние носило название бхакти, или ревностного служения. Начиная от благочестивых гимнов Ригведы, древнейших свидетельств человеческого поколения, и до настоящего времени бхакти, несомненно, самый общедоступный способ приближения к Богу. Религиозное богослужение в виде молитв, жертвоприношений и церковных служб – все это способ достичь истинного бхакти, для которого не требуется ничего, кроме упоения Богом.

В Ветхом Завете, когда автор Песни Соломона возвышенно говорит о своей любви к Богу, его слова звучат так же романтически, как если бы он выражал свое восхищение женщиной:

Ты делишь меня на части, разрываешь мое открытое

Сердце, наполняешь меня любовью.

Ты вливаешь в меня свой дух; я знаю тебя, как знаю Себя.

Нельзя не провести параллель между одержимостью влюбленного и святого. Именно охваченные страстью влюбленные уверяют, что они боготворят друг друга. Слова Святого Августина «Я люблю тех, кто любит» звучат эхом страстей миллионов земных влюбленных.

То, что делает романтическая любовь столь похожей на религиозную, – это чувство слияния. Слияние одного духа с другим рождает самый сильный экстаз. Пожалуй, ни одно слово для описания безумия страсти не подходит больше, чем слово «новый». Освобождение от старых границ подобного рождению, которое делает «новым» все вокруг.

Источником этой новизны служит не новый человек, а сдвиг в восприятии. Ощущение слияния с другим человеком исходит из мозга. У нас до сих пор нет никакого биохимического объяснения внезапности и силы этого смещения, хотя исследователи и установили, что у любовников повышается содержание нейропептидов, связанных с острым удовольствием, в частности серотонина. Медикам также хорошо известно, что любовь повышает иммунную реакцию. И все же научная парадигма вряд ли сможет объяснить то, каким образом романтической любви удается разрушить стены отделенности, которые определяют «я». С раннего детства существует необратимая тенденция создавать все более сильное разграничение между сущностями, называемыми «я» и «вы» как об источнике страданий. И все же не может быть большей муки для бхакта, или истово верующего, чем быть вдали от Бога. То же и в любовных отношениях – избавление от отделенности приносит такое чувство освобождения, которое может сравниться только с религиозным озарением.

Я не хочу сказать, что каждый влюбленный ощущает это остро. Иногда влечение развивается очень медленно, в других случаях страстную влюбленность может испытывать только один из партнеров. Когда тот, кому адресована ваша страсть, не отвечает тем же, страсть превращается в эгоцентрическую игру воображения.

Что делает влюбленных такими не понятными для людей, мыслящих рационально, - многие психологи не хотят даже признавать величия состояния, называемого любовью, – это то, что влюбленные возвращаются в состояние, свободное от полезной способности установить различия. То, что кажется у психологов простым регрессом, духовной точки зрения может оказаться возвращением к отправной точке. Дар любви заключается в том, что она стирает накопившиеся в нашей психике отпечатки, которые обуславливают нашу веру в отдельность, возвращая нас к той реальности, в которой мы были рождены и которая содержит только любовь.

Влюбленные часто рассказывают, что они живут в двух мирах – охваченные переполняющим чувством слияния – и в то же время понимая, что такое слияние не может быть реальным. Любимый человек не сказочный герой, мир не купается в совершенстве – все это лишь временное безумие. Теперь мы подошли к самому щекотливому моменту, потому что внутри борются два противоположных восприятия и только одно из них имеет право на существование.

Проблема заключается в том, что оба они верны. Но как могут два различных восприятия одного и того же события быть равноценными? Это ключевой момент любого духовного события, потому что восприятие – это выбор. Психологическое описание состояния влюбленности настолько противоположно духовному, что трудно поверить, что они относятся к одному и тому же явлению.

Влюбленность:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДДУХОВНЫЙ ПОДХОД
ВРЕМЕННАВЕЧНА
ИЛЛЮЗОРНАТРАНСЦЕНДЕНТНА
СОСТОЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯСОСТОЯНИЕ ПОКОЯ
ВЫЗЫВАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ ГОРМОНОВСОСТОЯНИИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ВООБРАЖАЕМОЕ СОСТОЯНИЕВ ЕЕ ОСНОВЕ ЛЕЖИТ ДУША
РЕГРЕСС В ДЕТСТВОРЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
СОСТОЯНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИУСКОРЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Достаточно этого перечня, чтобы понять, почему даже самое вечное из переживаний, которое выявляет душу и открывает сердце блаженству, не выдерживает проверки временем. Против него направлено целое мировоззрение, которое просто не признает его реальным. Большинство людей не просто не подготовлены к открытию духа, их активно настраивают против него, их сознание формируется материализмом, взрастившим современную психологию и лишившим любовь какого бы то ни было «высшего» смысла.

Но любовь обладает силой объединить наши два мира. Метафизика утверждает, что мир имманентен и трансцендентен. Имманентный означает «материальный, меняющийся, подвластный времени». Трансцендентный означает «вечный, неподвластный времени, лежащий за пределами материального». Влюбленный видит более реальный мир, потому что в обычных вещах он находит духовный свет, который действительно в них существует. Остальные не замечают трансцендентности мира, поэтому такой вопрос для них просто не возникает: мы делаем лучшее из того, что можем, но мы не можем претендовать на знание истины.

Тайна заключается не в том, начнете ли вы, влюбившись, выходить за пределы старой реальности, поскольку это не вызывает сомнения. Таинственным является то, что поглощенность предметом своей любви является в то же время божественной. Но посещение духа – трудноуловимое явление, к тому же этот гость очень нетерпелив: дух либо заберет вас с собой, либо очень быстро вас покинет.

Выход за пределы реальности может принимать самые разные формы. Астронавты, у которых вызывает благоговейный трепет вид Земли, голубой жемчужины, сверкающей на черном фоне Вселенной, вышли за пределы реальности; о переживании выходящего за пределы реальности восторга рассказывают альпинисты, первые покорители вершин. Другими словами, состояние влюбленности не так уж уникально, как может показаться – в действительности, учитывая то, сколь немногие из нас выходят в космос или поднимаются на Джомолунгму, это просто наиболее доступное трансцендентное переживание. Все эти пиковые переживания объединяет одинаковое озарение: человек ощущает, что страха просто не существует, потому что смерть – это не исчезновение, а только переход, что всех нас окружает и питает любовь и что какая-то наша часть живет за пределами мира борьбы и забот, в сфере чистого бытия.

С духовной точки зрения, страстная влюбленность открывает нас для такого же озарения, любовь служит пусковым механизмом – подобно горам, выходу в космос, околосмертному состоянию. Это нисколько не убавляет привлекательности возлюбленных, потому что трансцендентное чудо страстной влюбленности без труда проникает сквозь физическое восхищение – в любви имманентное и трансцендентное составляют единое целое.

Дипак Чопра

«Путь к любви»

5.б. 

Земная премудрость о восьми ступенях любви. Содержание.
Введение
Светоаурическая система
Первая ступень любви. Физический Эрос
Сексуальный импульс или физическое влечение
Вожделение
Эрос в русской и французской литературе
Вторая ступень любви. Эротико-романтическая дружба. Эррде
Эротика и дружба
Любовь-игра. Значение новизны и разнообразия переживаний
Эмоциональная симпатия, впечатление, волнение
Удивление, порыв к любви, всплеск чувств
Третья ступень любви. Любовь-привязанность. Сторге
Привязанность
Ценность личности, ответственность
Любовь-привязанность к родине
Любовь-привязанность к живой природе
От привязанности к расширению своего "я" в другом
Четвертая ступень любви. Этическая душевная дружба. Этос
Этическая фома эроса. Расширение своего "я"
Утверждение бытия человека, добродетель
Сдвоение "я"
Пятая ступень любви
Страстная влюбленность
Этапы и качества влюбленности. Первый этап
Второй этап. Идеализация любимого. Поэтизация жизни
Третий этап. Взаимоотражение. Приобщение к вечности
Соединение двоих в единую индивидуальность
Шестая ступень любви. Филия-идиллия. Любовь-супружественная
Взаимоотражение любящих в любви супружественной
Рождение из двух "я" одного "мы". Взаимная самоотдача
Соощущение в нежности. Внутреннее приближение к другому "я"
Продолжение пути к любви в браке
Об энергетических слияниях родственных душ
Любовь супружественная на небесах
Седьмая ступень любви. Любовь-сострадание. Каритас
Любовь - дающая
Каритас желает сохранения личности в вечности
Каритас - любовь-дарение и благодарение
Любовь по-русски
Каритас - алхимический процесс трансформации личности
Каритас способствует приобретению духовных сил
Жертвенная любовь - Закон Бога и Космоса
Восьмая ступень любви. Духовная любовь - агапе.
Духовная любовь включает в себя 1-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 2-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 3-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 4-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 5-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 6-ю ступень любви.