Страница 3 из 100



Феномен России

Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Россия стоит перед великими и мировыми задачами...

С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России... К идеям этого порядка прилипло много фальши и лжи, но отразились в них и что-то [истинное]...

России все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ, ложно и поверхностно о нем судит. Духовные силы России не стали еще [достоянием] культурной жизни... человечества... Многих на западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока... На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада... Свет с Востока видели лишь немногие избранные индивидуальности.

Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира, и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России - то ядро жизни, по отношении к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка, не занимает еще должного ей положения в мире. Возможно, что в XXI веке творческий дух России займет, наконец, [соответствующее ему] положение в мировом [ансамбле]. То что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и западным...

Привязанность славянства [к духовному] предчувствовали многие чуткие люди на Западе. Но осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального разума и национальной воли.

И если [даже другие] народы...[согласны] будут, наконец, увидеть [неповторимый и своеобразный] лик России и признать ее призвание, то остается все еще неясным, сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана?

Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной, Россия противоречива, антиномична. Душа России не [укладывается] ни в какие доктрины, Тютчев сказал про Россию:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить

И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему и каждый находит в полном противоречии бытия России факты для подтверждения своей веры... Противоречия русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли...

Русская интеллигенция... в лучшей, героической своей части стремилась к абсолютной свободе и правде, невместимой ни в какую государственность. Наше народничество... есть явление безгосударст-венного духа. И русские либералы всегда были скорее гуманистами, чем государственниками... Русская душа хочет священной [т.е. угодной Богу], общественности, богоизбранной власти. Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ... Нерусской всегда казалась бюрократия, занимавшаяся государственными делами, - не русским занятием... Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве... Нет предела смиренному терпению многострадального русского народа.

Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа... Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери - природы...

Россия - одна из самых государственных... стран в мире... Русский народ создал могущественнейшее в мире государство... Последовательно и упорно собиралась [исторически] Россия и достигла размеров, [впечатляющих] воображение всех народов мира... Интересы созидания, поддержания и сохранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. [Были времена, когда] почти не осталось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. [Социальные сословия слабо были развиты и не играли] той роли, какую играли в истории западных стран... Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на [вынужденное в плане защиты от внешней агрессии] создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта тайна русской истории: ... почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?...

Таинственное противоречие есть в отношении России и русского сознания к национальности. Это вторая антиномия, не меньшая по значению, чем отношение к государству... Национализм у нас всегда производил впечатление чего-то нерусского... Немцы, англичане, французы - полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские же почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже ... - чуждо национальное достоинство*. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русском характере поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая [многим народам]. Русская интеллигенция... исповедовала исключительно сверх национальные идеалы. И как не поверхностны, как ни банальны были космополитические доктрины интеллигенции, в них все-таки ... отражался сверхнациональный, всечеловеческий дух русского народа. [Многие непризнанные в своем государстве русские] интеллигенты... в известном смысле были более национальны, чем наши буржуазные националисты, ... похожие на буржуазных националистов всех стран. [Истинные интеллигенты] хотели верить, что в русском народе живет всечеловеческий христианский дух, и они возносили русский народ за его смирение. Достоевский прямо провозгласил, что русский человек - всечеловек, что дух России - вселенский дух, и миссию России он понимает не так, как ее понимают националисты... Сверхнационализм, универсализм - такое же существенное свойство русского национального духа, как и безгосударственность**. Национален в России именно ее сверхнационализм (!) и ее свобода от национализма, в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира... Россия призвана быть освободительницей народов*. Эта миссия заложена в ее особенном духе. И справедливость мировых задач России предопределена уже духовными силами истории.

Россия - «святая Русь». [В то же время] Россия грешна, но и в грехе своем она остается живущей идеалами святости** страной.

Россия, по духу своему призванная быть освободительницей народов, слишком часто бывала угнетательницей*** и поэтому она вызывает к себе [недоверие] и подозрительность, которые мы должны еще [развеять]...

* * *

Россия - страна богоносная... Вселенский дух Христов, мужественный вселенский логос пленен [на просторах России] женственной национальной стихией, русской землей в ее языческой первородности... Древнерусская религиозность - женственная религиозность, религиозность [жизненной] теплоты, переживаемой, как теплота мистическая... Русский народ в своей религиозной жизни возлагается на святых и старцев... Русский народ [имеет склонность] преклонения и благоговения перед святостью... [Но] в массе своей он ленив в религиозном восхождении, его религиозность равнинная, а не горная; коллективное смирение дается ему легче, чем религиозный закал личности... За смирение свое получает русский народ в награду... уют и тепло коллективной жизни... Сама христианская любовь, которая существенно духовна и противоположна связям по плоти и крови, натурализовалась в его религиозности, обратилась в любовь к «своему» человеку****.

[Одним из пророков в России был Владимир Соловьев]. Большое дело, совершенное им для русского сознания, нужно видеть прежде всего в его беспощадной критике церковного национализма и всякого национализма, в его вечном призыве к вселенскому духу Христову, к освобождению... из плена у национальной стихии... Великая правда его основных стремлений и мотивов несомненна и будет еще признана Россией. Он выявил с небывшей еще ясностью, что дурное для личности остается дурным и для нации. Если дурным является эгоизм, ненависть, корысть и самомнение для личности, то все это такое же и для нации. Эту совершенно элементарную для христианского сознания истину необходимо энергично противополагать националистическому [эгоизму]. Необходимо это делать и доныне... Эта освобождающая правда выявляет чистый лик России, ее истинный мессианизм...

* * *

Россия - страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды.

Россия самая не буржуазная страна в мире, в [ее устоях] нет того мещанства, которое отталкивает и отвращает русских на Западе. Достоевский, по которому можно изучать душу России... был провозвестником ... дерзновенной и бесконечной свободы во Христе* ... Утверждение свободы духа, как чего-то характерно русского, всегда было существенной особенностью [его творчества]. [Русские гении] всегда противополагали внутреннюю свободу русского народа, его органическую, религиозную свободу, которую [истинно русский] не уступит ни за какие блага мира, внутренней несвободе западных народов, их порабощенние внешним, [сугубо материальным]. В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства... Русский человек с большой легкостью духа... уходит от всякой нормированной жизни.

* * *

Тип странника так характерен для России и так прекрасен. Странник - самый свободный человек на земле. Он ходит по земле, но стихия его воздушная*... Странник - свободен от «мира»… Русский тип странника нашел себе выражение не только в народной жизни, но и в жизни культурной, в жизни лучшей части интеллигенции. Здесь мы знаем странников, свободных духом... вечных путников, ищущих неведомого града. Повесть о них можно прочесть в великой русской литературе. Странников в культурной, интеллигентной жизни называют... скитальцами русской земли... Есть они уже у Пушкина и Лермонтова, потом у Достоевского... Странники града своего не имеют, они града грядущего ищут**. Владимир Соловьев всегда чувствовал себя не обывателем и мещанином этой земли, а лишь пришельцем*** и странником... Таков был Сковорода - странник-мудрец из народа в XVIII веке...

* * *

В России в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града-Китежа, незримого [Отчего] дома. Перед русской душой открываются дали, и нет [ограниченного] горизонта перед духовными его очами. Истинно Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни...

Душа эта поглощена решением вопросов о смысле жизни... Есть мятежность, в русской душе, неутолимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным и условным. Все дальше и дальше должно идти, к концу, к пределу, к выходу из этого «мира», из этой земли, из всего местного, преходящего ...

* * *

Вот такова Россия, столь своеобразная, столь необычайного духа страна...

Николай Бердяев
Из книги «Душа России»1915 г.

Русская очевидность
Оправдание духовного начала родины
Феномен России
Русская идея
Русский и европеец
Русская очевидность и русская тайна
Исторический и метаисторический экскурс
Пути расселения ариев-праславян
Американские генетики о русских-ариях
Религиозная жизнь древних руссов
Послание Сварога
Богиня Веста у славян
Гиперборея и истоки Руси. Крайон
Предуготовленная вера
Этапы становления христианской русской души
Метаистория и стезя космического становления
Дар вестничества в русской литературе
Национальные особенности
Особенности национального эроса
Русское мировоззрение
«Мы» − философия
Любовь как религия
Первообразы русской культуры
Радуга русских икон
Сиятельнейший образец русской святости
Русский мистический опыт
Вестничество современных русских контактеров
Наставления святого Сергия Радонежского русским ученикам.
Послание апостола Андрея Первозванного.
Послание святого Николая Чудотворца.
О социальной жизни по законам Божьим
Духовность ума и духовность сердца
Косморусское учение "Радуга Искры Божьей"
Борьба со злом
О сближении научного и религиозного понимания
О Духовном теле
Об эволюции человека
Путь познания Творца
О Небесных странах человечества
Небесная Россия
От Казанской иконы Божьей Матери до Храма всех религий в Казани
Земной аналог Небесного Иерусалима - в России
Вариант будущего в духовном опыте русского Нострадамуса
Пророчества будущего и вариант философии космического православия
Вестничество и Богосотворчество
Христос раскрывает тайну о Создателях Нашей Вселенной
Русские, примите прогрессивное откровение
Души от Миров Святого Духа
Общение с Богом по-русски
Сердечное соприкосновение с Создателем наших душ