Страница 20 из 81



Этическая фома эроса. Расширение своего "я"

Следует подчеркнуть, что дружба – этическая форма Эроса (Этос). В отличие от привязанности в дружбе всегда другой остается и должен оставаться самим собой. И в отношениях с ним я никогда не могу перепутать альтруизм с эгоизм. Все добродетели должны безоговорочно сохранять свою природу. По отношению к другу я всегда должен оставаться альтруистом, всегда быть честным, искренним, скромным, тактичным. Отношения между двумя друзьями не вызывают сомнения, не должны стать причиной тоски, напряжения.

Дружба ничего не готовит заранее. Друзья не судят ее, не оценивают, Друзьям еще не раз представится случай встретиться. В том числе и в космической перспективе.

В лишенном нравственности мире, дружба – это остров этичности. Она существует в виде отдельных крошечных вкраплений, появляющихся то там, то здесь, как нечто избыточное, как роскошь, которой время от времени награждает нас судьба.

Как уже говорилось, душевная дружба является этической формой Эроса. Друг интуитивно угадывает и помогает нам проявить лучшие свойства нашей души, все самое доброе, самое человечное, непосредственное, искреннее, бескорыстное, благородное, что в нас есть. Значительный этический компонент, заключенный в дружбе, делает, безусловно, справедливым выражение: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. По друзьям можно составить объективную картину нравственного облика человека.

Франческо Альберони «Дружба и любовь»

Душевная дружба действует так же, как любовь, по крайне мере, там, где она является истинной, искренней дружбой и носит характер религии. Друзья дополняют друг друга. Дружба есть залог добродетели, даже больше: она сама есть добродетель. Душевная дружба возможна только между людьми добродетельными. Но для нее не нужно совершенного сходства или равенства, так как дружба покоится на устремлении к дополнению себя. Благодаря другу человек дополняет то, чего ему не достает. Друг испрашивает оправдания друга перед Богом. Как бы ни был порочен человек сам по себе, его хорошие задатки могут обнаружиться через то, что он ведет дружбу с людьми достойными. Если я сам не могу быть совершенным существом, то я, по крайней мере, ценю добродетель и совершенство в других. Поэтому, если когда-нибудь Бог пожелает судить меня за мои грехи, слабости и ошибки, я выставлю от себя в качестве защитника добродетели моего друга, более свободного от этих грехов. Этическая душевная дружба делает из несовершенного существа хотя бы относительно совершенное. Грехи усугубляются там, где человеческий индивид в своей индивидуальности считает себя существом по себе совершенным, абсолютным, не нуждающимся в другом существе, где индивид перестал на себя смотреть как на часть человечества, свою ограниченность и свои слабости считает грехами и слабостями самого человечества.

Сущность человека есть нечто единое с обществом, с Космосом. Эта сущность бесконечна и действительное и потенциальное бытие является бесконечным, поэтому необходимо взаимно дополнять себя разнообразием, в котором открывается богатство сущности и необходимо «расширять» свою сущность. Единство в сущности есть многообразие в бытие и многообразие в других.

Другой имеет для меня универсальное значение, является как бы уполномоченным человечества и говорит мне одинокому как бы от его имени, поэтому я даже в обществе одного лица веду общественную, человеческую жизнь. Другой есть мое «ты» – хотя это относится к обеим сторонам, – мое второе «я» объективированный для меня человек, мое вскрытое внутреннее «я», око, видящее самого себя. Благодаря другому, я сознаю впервые человечество, узнаю и чувствую, что я человек. Любовь к нему доказывает мне то, что он необходим мне, а я необходим ему, что мы оба не можем существовать дуг без друга, что только общение создает человечество. Кроме того, другой есть моя объективированная совесть: он укоряет меня моими недостатками, даже когда не называет их открыть. Сознание нравственного закона, права, приличия, истины тесно связаны с сознанием другого. Если я мыслю только в меру моей индивидуальности, и тем более не считаюсь ни с кем, мое мнение не обязательно для другого. Согласие друга служит для меня признаком закономерности, всеобщности, истинности моих мыслей.

Л.Фейербах «Письма Марии фон Герберт»

Земная премудрость о восьми ступенях любви. Содержание.
Введение
Светоаурическая система
Первая ступень любви. Физический Эрос
Сексуальный импульс или физическое влечение
Вожделение
Эрос в русской и французской литературе
Вторая ступень любви. Эротико-романтическая дружба. Эррде
Эротика и дружба
Любовь-игра. Значение новизны и разнообразия переживаний
Эмоциональная симпатия, впечатление, волнение
Удивление, порыв к любви, всплеск чувств
Третья ступень любви. Любовь-привязанность. Сторге
Привязанность
Ценность личности, ответственность
Любовь-привязанность к родине
Любовь-привязанность к живой природе
От привязанности к расширению своего "я" в другом
Четвертая ступень любви. Этическая душевная дружба. Этос
Этическая фома эроса. Расширение своего "я"
Утверждение бытия человека, добродетель
Сдвоение "я"
Пятая ступень любви
Страстная влюбленность
Этапы и качества влюбленности. Первый этап
Второй этап. Идеализация любимого. Поэтизация жизни
Третий этап. Взаимоотражение. Приобщение к вечности
Соединение двоих в единую индивидуальность
Шестая ступень любви. Филия-идиллия. Любовь-супружественная
Взаимоотражение любящих в любви супружественной
Рождение из двух "я" одного "мы". Взаимная самоотдача
Соощущение в нежности. Внутреннее приближение к другому "я"
Продолжение пути к любви в браке
Об энергетических слияниях родственных душ
Любовь супружественная на небесах
Седьмая ступень любви. Любовь-сострадание. Каритас
Любовь - дающая
Каритас желает сохранения личности в вечности
Каритас - любовь-дарение и благодарение
Любовь по-русски
Каритас - алхимический процесс трансформации личности
Каритас способствует приобретению духовных сил
Жертвенная любовь - Закон Бога и Космоса
Восьмая ступень любви. Духовная любовь - агапе.
Духовная любовь включает в себя 1-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 2-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 3-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 4-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 5-ю ступень любви.
Духовная любовь включает в себя 6-ю ступень любви.