Страница 23 из 96



Любовь как метафизическая ценность

Познание есть реальное Выхождение познающего из себя или - что то же - реальное Вхождение познаваемого в познающего, реальное единение познающего и познаваемого. Это основное и характерное положение всей русской и восточной философии...

Существенное познание Истины, т.е. приобщение самой Истине, есть реальное вхождение в недра Божественного Триединства, а не только идеальное касание к внешней форме Его. Поэтому истинное познание - познание Истины - возможно только через пресуществление человека, через обожание его, через стяжание любви как Божественной сущности*. В любви, и только в любви, мыслимо действительное познание Истины. И наоборот, познание Истины обнаруживает себя любовью... И то и другое - лишь стороны одного и того же таинственного факта - вхождения Бога в меня как филосовствующего субъекта и меня в Бога как объективную Истину...

То, что для (познающего) субъекта знания есть истина, то для (познаваемого) объекта есть любовь к нему, а для созерцающего познание - красота.

«Истина, Добро и Красота» - эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это - одна и та же духовная Жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Причем, Духовная жизнь, как из «Я» исходящая, в «Я» свое средоточие имеющая, есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого, она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся - есть Красота.

Явленная истина есть любовь. Осуществленная любовь есть красота. Самая любовь моя (духовный Эрос) есть действие Бога во мне и меня в Боге; это Содействование - начало моего приобщения лизни и бытию Божественным...

Исключительно психологическое [понимание любви у многих философов]... будучи источником ложных представлений о взаимодействии сущего, тем самым оказывается лживым и вредным. Для психологического понимания любовь есть то же, что и вожделение. При этом такое (искажение) - вовсе не случайная и побочная черта философии рационалистической (и материалистической), а глубоко залегающее своими корнями необходимое следствие самых начал такого жизнепонимания. Ведь любовь возможна к лицу, а вожделение - к вещи; рационалистическое жизнепонимание не различает, да и не способно различить, лицо и вещь, или, точнее говоря, оно владеет только одною категорией, категорией вещности (пусть даже и «высокоорганизованной»), и потому вое, что ни есть... овеществляется или берется как вещь*.

Уже Шеллинг (указывал): «Ошибка системы Спинозы отнюдь не в том, что он помещает вещи в Боге, а в том, что он говорит о вещах... самая бесконечная субстанция также является для Спинозы вещью. Отсюда безжизненность его системы, бездушность форм, бедность понятий и выражений... отсюда же вполне последовательно вытекало и его механическое воззрение на природу».

В чем же, раз так, противоположность вещи и лица (личности, души), лежащая в основе противоположности вожделения и любви? В том, что вещь характеризуется через внешнее единство, через единство суммы признаков (или суммы общественных отношений), тогда как лицо (личность, душа), имеет свой существенный характер в единстве внутреннем**…

Рационализм, т.е. философия понятия и рассудка, философия вещи… - Это философия плотская.

Напротив, христианская философия, т.е. философия идеи и разума, философия личности и творческого подвига... это - философия духовная...

Познание человеком Бога, (Эрос Божественный) неминуема открывается и выявляет себя деятельной любовью как уже данною мне в непосредственном опыте. А проявленная любовь созерцается ... как красота. Отсюда - наслаждение, радование, утешение любовью при созерцании [в Свете Любви]*.

Любовь с такою же необходимостью следует из познания Бога, с какою свет лучится от светильника и с какою ночное благоухание струится от раскрывшейся чашечки цветка: «истинное познание делается любовью». Поэтому взаимная любовь учеников Христовых есть значение, знак их изученности, их ведения, их хождения в Истине. [Духовная любовь] есть собственный признак, по которому признается ученик Христов. «По тому узнают все, что вы - Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Но нельзя отождествлять духовную любовь ведающего Истину с альтруистическими эмоциями и стремлением на «благу человечества»... опирающемся на естественное сочувствие или на отвлеченные идеи. Для «любви» в последнем - иудейском - смысле все начинается и кончается в эмпирическом деле, ценность подвига определяется его зримым действием. Но для духовной любви – в смысле христианском – эта ценность [еще недостаточная]. Даже нравственная деятельность, как то: филантропия и т. п., взятая сама по себе, совершенно [недостаточная]. Не внешность… особых деятельностей желательны, а благодатная жизнь, переливающаяся в каждом творческом движении личности… Ни одно время не смеет отрицать, что «лжеапостолы, лукавые деятели принимают вид апостолов Христовых… (Потому что): «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий… И если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том никакой пользы…».

Мы говорим [«Эрос духовный»] но, спрашивается, в чем же конкретно выражается эта духовная любовь? В преодолении границ самости, в выхождении из себя, для чего нужно духовное общение друг с другом. В Евангелии от Иоанна сказано: «Если же (мы) ходим в Свете, подобно как Он в Свете, то имеем общение друг с другом»*.

…Любовь к другому – это явление другому, переход на другого, как бы втечение в другого. Метафизическая природа любви – в сверхлогическом преодолении голого самотождества «Я – Я» и в выхождении из себя, а это происходит при истечении на другого, при излиянии на другого силы Божией, расторгающей узы человеческой конечной самости. В силу этого выхождения «Я» делается в другом, в «не –Я», этим самым «не – Я» делается единосущным брату. Подымаясь над логическим, бессодержательным законом тождества и отождествляясь с любимым... «Я» выходит из своего рубежа, из норм своего бытия, и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем включить свое «Я» в другого... Таким образом, безличное «не – Я» делается лицом, другим «Я»...

Но в этом погружении в другого происходит обратное восстановление «Я», причем уже имеющим благодаря любви усиленное вселенское и вечное значение.

В другом образ моего бытия находит свое «искупление» из-под власти греховного самоутверждения, освобождается от греха обособленного [эгоистического] существования...

Подымаясь над границей своей природы. «Я» выходит из пространственно-временной ограниченности и входит в Вечность... Этот единый, вечный и бесконечный акт есть единодушие любящих в Боге, причем «Я» является одним и тем же о другим «Я» и вместе с тем отличным от него*...

Любовь к другому есть отражение на него истинного ведения; а ведение есть откровение... сердцу и пребывание в душе (субстанции Любви): «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна есть в нас»...

Истинная любовь [Эрос Божественный] есть выход из эмпирического и переход в новую действительность".

Павел Флоренский

Из книги «Столп и утверждение истины»

Этическая формула 21.

Любовь к другому - это явление другому, переход на другого, как бы втечение в другого. Метафизическая сущность любви в выхождении из себя... а это происходит при истечении на другого силы Божией, расторгающей узы человеческой конечной самости. Но в этом погружении в другого происходит обратное восстановление «Я», причем уже имеющим благодаря любви усиленное вселенное и вечное значение.


* Через Эрос божественный... В этом утверждении отличие истинной философии от материализма, рационализма, прагматизма и прочих «измов».

* Или как «совокупность общественных отношений» - так определяется в материализме человек.

** Т.е. в переживании и во внутреннем наполнении «Я» Божественной субстанцией любви. Ясновидящие на духовных планах могут даже видеть ауру, свечение этой субстанции.

* Красота нераздельна с любовью, которой наполняется человек при созерцании чего-либо восхитительного. Нераздельно с любовью и восприятие прекрасных музыкальных аккордов, таких, например, как в 9-ой симфонии Бетховена. И такая красота или гармония пробуждает в человеке Эрос Божественный...

* Имеем этически освещенную связь друг с другом – Этос.

* Таким образом, «Я» запечатлевает свою личность и личность другого в Вечности. И когда все миры и все зоны пройдут, это наше запечатление на высших духовных планах и в духовных телах друга может сохраниться... Память Любви друг к другу в Свете сохранится в Вечности…

Этика эроса
Элементарные понятия этики любви
Одухотворяйте физическую природу
Этико-психологические проблемы эротики
Половая потребность и жизненная энергия
Физическая близость и духовная гармония
Умеренность и прекрасное
Удовольствие, счастье и любовь
Половое влечение, нравственность и творчество
Этический смысл любви
Сексуальная этика и ценность личности
Дружба - это почва на которой растут семена любви
Дружба - этическая форма эроса
Дружба - встреча чувств
Высокий полет романтического эроса
Этические грани влюбленности
Полнота жизни в эросе брачной любви
Моральные качества эроса супружеской любви
Дарение любви - гарантия счастья
Желание счастья другой личности и самоотдача в любви
Любовь как йога
Любовь как религия
Любовь как метафизическая ценность
Благо эгоиста и духовная любовь
Эрос любви духовной
Этика и сублимация эроса
Любовь - ключ к космическому сознанию и бесконечному блаженству
Озарение Божественного Эроса и невыразимая радость жизни (девятая ступень любви)
Благо любимое вами от Него исходит… и Любовь никогда не перестает
Дополнения
Дополнение 1 Кто и зачем опошляет эрос
Дополнение 2 Информация к размышлению от знаменитого алхимика
Встреча с "зачарованными сексом" в астральном путешествии Роберта Монро
Дополнение 4 Наши поступки и торсионные поля
Дополнение 5 Опыт расширения сознания свидетельствует о моногамии
Дополнение 6. Какова космическая судьба сексоманов
Этика, философия и религия
Стандарт Христа и этика цивилизации
О земной цивилизации
Философские вопросы Мироздания
Синхронизируйтесь с ритмами дыхания планеты. Крайон
Держите в сердце ярчайшее солнце любви
Любовь - огонь в груди
Любовь и индивидуальный квантовый скачек
1. О текущем смысле жизни
2. О текущем смысле жизни
3. О текущем смысле жизни
Река бытия
Иисус Христос о своем учении и о смысле жизни
Нравственные задачи для нас