Страница 22 из 98



Любовь как религия

Любовь как религия есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное приятие его существа вопреки всем его недостаткам, перемещение на любимое существо центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обязанности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим. Любовь есть счастие служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причинят это служение...

Любовь есть, таким образом, благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нем некоего божественного начала. Всякая истинная любовь - все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет, - есть по самому ее существу религиозное чувство. И вот именно это чувство христианское сознание признает основой религии вообще...

Предмет любви... (может и доставлять) нам огорчения и страдания; вообще говоря, равнодушный в каком-то смысле счастливее или по крайне мере спокойнее любящего, ибо свободен от забот и волнений... В предмете любви многое может нам не нравиться, сознаваться как недостаток - от этого мы не перестаем его любить, и забота о благе любимого бывает связана с многими страданиями и волнениями...

Любовь дает высшее выражение самой глубокой и интимной потребности человеческого сердца, и есть... «естественная религия». Что любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа, - это есть истина общераспространенная, как бы прирожденная человеческой душе. ...Любовь (основанная на эротическом влечении)... при всей ее силе и значительности в

человеческой жизни, есть... лишь зачаточная форма истинной любви в намеченном выше смысле, или же (в лучшем случае) благоухающий, но хрупкий цветок, распускающийся на стебле любви, а не подлинный корень. По основной, исходной своей сущности она корыстна... в более высокой, очищенной форме она есть эстетическое восхищение, т.е. совпадает с восприятием красоты, телесной и душевной, любимого существа. Это восприятие красоты уже содержит... элемент религиозного чувства; поэтому через него в любимом существе усматривается отблеск чего-то божественного, и оно само «обоготворяется»...

Платон в диалоге «Симпозиум» описывает подлинное назначение эротической любви, именно как первой ступени к религиозному чувству: любовь к прекрасным телам должна переходить в любовь к «прекрасным душам», а последняя - в (духовную) любовь к самой Красоте, совпадающей с Добром и Истиной... [Причем есть достаточно] совершенный путь развития и углубления эротической любви - именно, когда она постепенно научает любящего воспринимать абсолютную ценность самой личности любимого, т.е. когда через любовь к... облику любимого - телесному и духовному - мы проникаем к тому глубинному его существу, которое этот облик «выражает», хотя всегда и несовершенно, - к его личности, а это значит: к его существу как индивидуально конкретному товарному воплощению божественного начала личного Духа в человеке. Здесь... обоготворение чисто эмпирически-человеческого как такового преобразуется в благоговейно-любовное отношение к индивидуальному образу Божию в... человеке. Истинный [Эрос брачной любви] есть путь такого религиозного преображения эротической любви, и можно сказать, что в этом таинственном «богочеловеческом» процессе преображения и состоит то, что называется «таинством брака»...

Любовь в (духовном) смысле этого понятия означает преодоление всякой замкнутости; в ней все люди как таковые признаются... членами единой всеобъемлющей семьи, детьми единого Отца...

Сколько бы люди в своей конкретно исторической жизни ни грешили против... религии любви - сила любовного восприятия человека как начала абсолютного... продолжает действовать... напоминать человеку об абсолютной правде и о ничтожестве перед ее лицом всех земных, обособляющих и разъединяющих оценок и мерил...

[Любовь как религия]... объемлет всю полноту многообразия людей, народов, культур... и в каждом... - всю полноту (лучшего, что в нем есть). Любовь есть радостное приятие и благословение всего живого и сущего, та открытость души, которая широко открывает свои объятия
всякому проявлению (Сущего) как такового, ощущает его божественный смысл...

Любовь как религия есть положительная творческая сила, расцвет души, радостное приятие другого, удовлетворение своего собственного бытия через служение, другому, через перенесение центра тяжести своего бытия на другого...

...Завет любви к людям не есть моральное предписание; он есть попытка помочь душе открыться, расшириться, внутренне расцвести, просветлеть. Это есть попытка открыть глаза души, помочь ей увидеть что-то, что ее притягивает к отдельному, избранному человеческому существу и делает его «любимым»... Это есть и попытка воспитать внимание и зоркость души к истинной реальности всего конкретно-сущего, научить ее воспринимать его ценность и притягательную силу, благодаря чему любовь как субъективное чувство, любовь - предпочтение, направленная на
одного или немногих избранных существ, превращается в универсальную любовь...

С того момента, как любовь в [священном] ее смысле была [заповедана] и открыта как норма и идеал человеческой жизни, как ее цель, в которой она находит свое последнее удовлетворение, - мечта о реальном осуществлении всеобщего царства любви не может уже исчезнуть из человеческого сердца. Сколь бы тяжка, мрачна и трагична ни была фактическая судьба человечества, человек отныне знает, что истинная цель его жизни есть любовь...

Семен Франк

«Религия любви»

Этическая формула 21

Любовь как религия... есть радостное принятие всего живого и сущего, та открытость души, которая широко скрывает свои объятия всякому проявлению сущего как такового, осуществляет его божественный смысл. Она есть удовлетворение своего собственного бытия через служение другому, через перенесение центра тяжести своего бытия на другого.

Этика эроса
Элементарные понятия этики любви
Одухотворяйте физическую природу
Этико-психологические проблемы эротики
Половая потребность и жизненная энергия
Физическая близость и духовная гармония
Умеренность и прекрасное
Удовольствие, счастье и любовь
Половое влечение, нравственность и творчество
Этический смысл любви
Сексуальная этика и ценность личности
Дружба - это почва на которой растут семена любви
Дружба - этическая форма эроса
Дружба - встреча чувств
Высокий полет романтического эроса
Этические грани влюбленности
Полнота жизни в эросе брачной любви
Моральные качества эроса супружеской любви
Дарение любви - гарантия счастья
Желание счастья другой личности и самоотдача в любви
Любовь как йога
Любовь как религия
Любовь как метафизическая ценность
Благо эгоиста и духовная любовь
Эрос любви духовной
Этика и сублимация эроса
Любовь - ключ к космическому сознанию и бесконечному блаженству
Озарение Божественного Эроса и невыразимая радость жизни (девятая ступень любви)
Благо любимое вами от Него исходит… и Любовь никогда не перестает
Дополнения
Дополнение 1 Кто и зачем опошляет эрос
Дополнение 2 Информация к размышлению от знаменитого алхимика
Встреча с "зачарованными сексом" в астральном путешествии Роберта Монро
Дополнение 4 Наши поступки и торсионные поля
Дополнение 5 Опыт расширения сознания свидетельствует о моногамии
Дополнение 6. Какова космическая судьба сексоманов
Этика, философия и религия
Стандарт Христа и этика цивилизации
О земной цивилизации
Философские вопросы Мироздания
Синхронизируйтесь с ритмами дыхания планеты. Крайон
Держите в сердце ярчайшее солнце любви
Любовь - огонь в груди
Любовь и индивидуальный квантовый скачек
1. О текущем смысле жизни
2. О текущем смысле жизни
3. О текущем смысле жизни
Река бытия
Иисус Христос о своем учении и о смысле жизни
Нравственные задачи для нас