Страница 17 из 96



Полнота жизни в эросе брачной любви

В браке (мужчина и женщина) соединяются в теснейшем вышеличном единстве... Духовные и физические совершенства другого ощущаются в браке не как что-то чужое, внешнее, постороннее нам, а как что-то близкое нам, что-то такое, участником чего являемся и мы сами через это вышеличное единение...

И это именно сознание принадлежности нам совершенства, созерцаемого нами в другом, вызывает чувство достигнутой полноты, бытия, чувство радости и блаженства...

В литературе народов с давнею и глубокою христианскою культурою... брачная любовь переживается как высокое религиозно-нравственное чувство. «Брак есть истинно небесное, духовное и божественное состояние... Супружеская любовь есть великая литургия», - пишет Лютер.

Великий христианский писатель Англии с ее высоким семейным укладом Диккенс как-то невольно прерывает свое повествование восторженным гимном брачной жизни: «Очаг, который она (жена) освятила своим присутствием, который без нее был лишь простой грудой кирпичей и ржавого железа, а с нею стал алтарем твоего дома, алтарем, где, забывая будничные заботы, откинув себялюбие и все мелкие страсти, ты ежечасно приносил чистую жертву уравновешенной чистой души, безграничной веры и переполненного любовью сердца, так что дым твоего бедного очага возносился к небу благоуханнее всех драгоценных фимиамов, что несутся пред алтарями самых пышных храмов на земле». (Из литературы можно видеть, что благодати Божий брак не был лишен ни в иудействе, ни в язычестве. И здесь часто брачная любовь достигает религиозной высоты)...

До каких высот доходила супружеская любовь в мире языческом, показывает хотя бы «Алцеста» Еврипида, этот гимн в честь чистой, абсолютной, неразрушаемой даже смертью моногамии, заканчивающейся пророчеством об Искупителе в образе выводящего из ада Алцесту Геркулеса.

Итак, чувство радости, блаженства, чувство достигнутой полноты бытия свойственно вообще всякому идеальному браку. Но если так, то... единение супругов есть последняя цель, которая исключает вопрос о каких-либо частных целях, раз эта любовь дает чувство полноты бытия, достижения цели всех стремлений. Поэтому-то идеальная любовь непременно сопровождается сознанием ненужности каких-либо перемен, сознаем своей вечности. Любовь всегда ощущается как вечная...

Лермонтов отказывается от любви, если «вечно любить невозможно» (чего не понять тем, кто «надиктовал» «Ключи к тайнам жизни»).

«Крепка, как смерть любовь», - читаем мы в ветхозаветном гимне любви «Песнь Песней», «Любовь никогда не перестает», хотя «самое знание упразднится», - вторит Ветхому Завету гимн любви новозаветный. «Брак вечно творит дух, а не тело», - от лица языческого мира возвещает Публий Сир.

Мы видим, что идеальная брачная любовь, поскольку она соединена с сознанием единения с предметом любви, есть радость. Но есть в любви и другая, трагическая сторона, и притом свойственная ей не по каким-либо внешним обстоятельствам, а по самому ее существу. Истинная брачная любовь есть не только радость, но и подвиг и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая, по распространенному легкомысленному* взгляду, должна заменить будто бы устарелый институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и Воскресения для новой, вышеличной жизни. Признавая бесконечную ценность за объектом любви, любящий в силу этого признания не должен останавливаться ни перед какою жертвою, если она нужна для блага этого любимого объекта и для сохранения единства с ним. [Религия любви] признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга, ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной вышеличной жизни... Такова же должна быть и брачная любовь... Св. Иоанн Златоуст в своих вдохновенных толкованиях СВ. Писания учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже перед смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», - говорит муж жене у Златоуста...

Метафизическое значение брачной любви как соединения в одно вышеличное бытие и ее бесконечная жертвенность связаны с ее другой чертой - ее абсолютной исключительностью. В одном целом может быть только две половины, и потому моногамия является не только... идеалом, но и нормой брака... Повторный брак может лишь доказывать, что в первом браке супруг не имел безграничной любви... и новый брак всегда является некоторой изменой в отношении к первому... Норма брака - абсолютное единство, а повторение брака допустимо лишь как средство для избежания худшего - разврата, как своего рода лекарство.

* * *

Итак - «брачный Эрос есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости» (Св. Иоанн Златоуст). [О религии брачной любви говорят стихи Андрея Белого]:

Твой ясный взгляд: в нем я себя ловлю,

В нем необъемлемое вновь объемлю.

Себя, отображенного, люблю,

Себя, отображенного, приемлю.

Твой ясный взгляд: в нем отражаюсь я,

Исполненный покоя и блаженства,

В огромные просторы бытия,

В огромные просторы совершенства.

Нас соплетает солнечная мощь,

Исполненная солнечными снами;

Вот наши души, как весенний дождь,

Оборвались слезами между нами.

И «Ты» и «Я» - перекипевший сон,

Растаявший в невыразимом свете;

Мы встретились за гранями времен;

Счастливые, обласканные дети.

Сергей Троицкий

Из работы «Христианская философия брака»

Этическая формула 16

Единение супругов в Эросе брачной любви... дает чувство полноты бытия, достижения цели всех стремлений. Оно непременно сопровождается... сознанием своей вечности, ...всегда ощущается как вечное.


* Отнюдь не легкомысленному. Представители «темных» сил пытаются создавать везде свои ашрамы: в астрологии, в религии, в киноиндустрии. И, как правило, имеют по несколько браков.

Этика эроса
Элементарные понятия этики любви
Одухотворяйте физическую природу
Этико-психологические проблемы эротики
Половая потребность и жизненная энергия
Физическая близость и духовная гармония
Умеренность и прекрасное
Удовольствие, счастье и любовь
Половое влечение, нравственность и творчество
Этический смысл любви
Сексуальная этика и ценность личности
Дружба - это почва на которой растут семена любви
Дружба - этическая форма эроса
Дружба - встреча чувств
Высокий полет романтического эроса
Этические грани влюбленности
Полнота жизни в эросе брачной любви
Моральные качества эроса супружеской любви
Дарение любви - гарантия счастья
Желание счастья другой личности и самоотдача в любви
Любовь как йога
Любовь как религия
Любовь как метафизическая ценность
Благо эгоиста и духовная любовь
Эрос любви духовной
Этика и сублимация эроса
Любовь - ключ к космическому сознанию и бесконечному блаженству
Озарение Божественного Эроса и невыразимая радость жизни (девятая ступень любви)
Благо любимое вами от Него исходит… и Любовь никогда не перестает
Дополнения
Дополнение 1 Кто и зачем опошляет эрос
Дополнение 2 Информация к размышлению от знаменитого алхимика
Встреча с "зачарованными сексом" в астральном путешествии Роберта Монро
Дополнение 4 Наши поступки и торсионные поля
Дополнение 5 Опыт расширения сознания свидетельствует о моногамии
Дополнение 6. Какова космическая судьба сексоманов
Этика, философия и религия
Стандарт Христа и этика цивилизации
О земной цивилизации
Философские вопросы Мироздания
Синхронизируйтесь с ритмами дыхания планеты. Крайон
Держите в сердце ярчайшее солнце любви
Любовь - огонь в груди
Любовь и индивидуальный квантовый скачек
1. О текущем смысле жизни
2. О текущем смысле жизни
3. О текущем смысле жизни
Река бытия
Иисус Христос о своем учении и о смысле жизни
Нравственные задачи для нас