Страница 11 из 97



Сексуальная этика и ценность личности

Любовь мужчины и женщины - прежде всего дело Личностей... Поэтому точка зрения сексуальной этики в целом - персоналистская, и иной быть не может. Подлинным объектом сексуальной этики является отнюдь не только вопросы «тела и пола», а так же проблемы личностей и личностной любви женщины и мужчины, которые взаимосвязаны с вопросами «тела и пола»... и эти вопросы подчиняются принципам, определяющим границы того порядка, какой должен царить в мире личностей... Порядок же существования есть порядок Божественный, в том смысле, что реализуется под постоянным вниманием Бога-Творца. Мужчины и женщины через... полноценное [единение на уровне души, духа и тела] и через супружескую жизнь включаются в этот порядок, особым образом участвуют в деле Творения... Гармония существования имеет своей опорой Того, Кто является постоянным источником всякого существования... [Так же] принципы сосуществования личностей разного пола являются частью тех принципов, которые регулируют жизнь людей в обществе...

Поэтому сексуальная этика не может быть сексологией, то есть представлять такой взгляд на женщину и мужчину, а также на любовь, который рассматривает всю проблему исключительно или прежде всего, под углом зрения «тела и пола»... Медицина направлена на здоровье тела - в нем видит она истинный объект и цель. Этика же видит истинный свой объект и цель в нравственном благе личности. Само по себе здоровье тела еще не тождественно нравственному благу - это лишь благо частное. На поиски того, что является истинным благом, входит также и забота о биологической жизни... как об одном из ее благ. Однако же это не единственное ее благо, и не высшее и не «конечное»...

Любовь рождается между мужчиной и женщиной не потому, что они два разнополых организма, а потому, что они - две личности. Именно любовь мы определяем как стремление к истинному благу для другой личности, а значит, как противоположность эгоизма... Имеется в виду не... эмоциональный климат, и не поверхностная любовь, которая имеет мало общего с добродетелью. Любовь должна способствовать пониманию человека, его ощущению, ... а в супружеской жизни - к совместному [познанию жизни и постижению самого сокровенного, самого экзистенционального]. Мужчина должен считаться с тем, что женщина - некий «иной мир» в сравнении с ним, и не только в физическом, но и в психологическом отношении*. Коль скоро в супружеском сожительстве ему предстоит сыграть активную роль, он должен познать этот мир, и даже по возможности вчувствоваться в него. В этом состоит и позитивная функция нежности. Без нее мужчина будет стараться только подчинить женщину требованиям своей плоти и своей психики, часто нанося ей при этом обиду. Разумеется, и женщина должна стараться понять мужчину, и так же влиять на его отношение к себе... Пренебречь этим - значит оказаться во власти эгоизма. Сексуальная этика, как сказано, исходит не из одних природных фактов, а из понятия личности и любви, как взаимоотношения личности... Но коль скоро мужчина и женщина в браке соединены также и на почве сексуального сожительства, следует искать благаи в этой области...

С точки зрения любви к другой личности, с позиции альтруизма, надлежит требовать, чтобы супружеское сношение служило не только доведению до кульминации сексуального возбуждения одной стороны, то есть мужчины, но чтобы оно совершалось гармонично, не в ущерб другой личности, а при ее участии [В этом] «сексуальная образованность» может сослужить службу, но [без сексуальной этики] она может даже навредить. Именно с этим связана и к этому сводится культура супружеского сожительства. Не техника, но именно культура. Часто сексология признает слишком большое значение технике, тогда как она есть нечто скорее вторичное, а порой даже противоречащее тому, чему в принципе должна служить. Импульс столь силен, что он как бы наделяет нормального мужчину и нормальную женщину инстинктивным знанием того, «как сожительствовать»... но инстинктивное это знание должно дозреть до культуры сожительства... Именно способность сочувствовать другой личности, сопереживать с нею, может сыграть большую роль в гармонизации отношений. Исток ее в любви, которая обращена к человеку, [к личности] и потому может смягчать и уравновешивать бурные реакции чувственности, настроенной только на неудержимые порывы вожделения.

Также следует опровергнуть весьма распространенное убеждение, будто сексуальный импульс есть от природы зло и его надо преодолевать во имя добра. Напротив, надо прививать согласное с подлинной концепцией человека убеждение, что сексуальные реакции - абсолютно естественные и сами по себе еще не содержит этической ценности. Не являются ни нравственным благом, ни злом, но их можно употребить как во благо, так и во зло... Удовольствие [в том числе и сексуальное] само по себе есть своеобразное добро - но здесь важно указать на нравственное зло, заключительное в ориентации воли только на одно удовольствие. Ибо такая ориентация не только субъективна, но также эгоистична... Плоть... вместо желания использования должна будить любовь... [И сексуальная этика и] теология усматривает в вожделении плоти только «очаг греха». Трудно не признать грехом постоянную склонность к обладанию телом личности другого пола как «объектом использования», тогда как отношение к личности другого пола должно быть внепотребительным. Еще И.Кант в конце XVII века сформулировал элементарный принцип нравственного порядка в следующем императиве: «Поступай так, чтобы личность никогда не была только средством твоих действий, но всегда – целью».

В свете предыдущих выводов принцип этот может быть сформулирован иначе: «В тех случаях, когда личность в твоих поступках является объектом действия, всегда помни, что ты не имеешь морального права видеть в ней только средство, орудие для достижения цели, но обязан считаться с тем, что она сама имеет, либо должна иметь свою цель». Принцип этот ... лежит в основе любой правильно понятой свободы человека...

Грехом является сознательное участие воли в том, к чему склоняется сама по себе похоть плоти*. Воля может и должна требовать от разума истинное видение любви и то счастье, какое любовь может принести женщине и мужчине. Очень важно - открыть человеку истинную иерархию ценностей** и доказать, какую позицию в этой иерархии занимает сексуальный импульс. В этом случае его использование будет подчинено цели, которой он должен служить... Когда сексуальный импульс понимается только как импульс к наслаждению, как бы сама собой перечеркивается внутренняя сила личности.

Личность предстает при таком подходе только как субъект, «внешне» восприимчивый к чувственно-сексуальным раздражителям, вызывающим переживания наслаждения. Такой подход низводит человеческую психику - может быть невольно - на уровень психики животного... У человека же не так; правильное разрешение его отношения к объективным целям бытия остается у него во власти разума, а разум управляется волей, поэтому разрешение приобретает нравственную ценность, либо оно нравственно, либо безнравственно. Когда человек использует в той или иной степени сексуальный импульс, он, вместе с тем, разрешает - верно или неверно - отношение к объективным целям своего бытия... Таким образом, сексуальный импульс имеет не часто «наслаждений» но экзистенциальный характер. Человек не может искать в нем исключительно «либидо» ибо это противоречит его природе, противоречит сути человеческой. [Человек, будучи духовной личностью] не может переложить всю ответственность за сексуальные действия на инстинкт, ориентируясь только на наслаждение, он обязан взять на себя полную ответственность за использование [природных потребностей]. Эта ответственность составляет основное, жизненно важное слагаемое сексуальной нравственности человека...

* * *

Существует природа сексуального импульса, и, вместе с тем существует достойная уровня личности радость, которая в обширной сфере любви между женщиной и мужчиной проистекает из общего [и совместного познания бытия и всех аспектов жизни], из взаимного понимания и гармоничной реализации совместно выбранных целей. Радости такого рода не противоречат разнообразные удовольствия, связанные с различием полов, а так же сексуальное наслаждение, которое приносит [единение] в супружестве. Радость эту Творец задумал и связал с любовью, которая включает и сексуальный импульс как полноценное чувство достойное человека...

Основное этическое свойство любви в том, что она является утверждением личности, и без этого она не любовь. Когда любовь насыщена надлежащим отношением к ценности личности - она являет себя во всей полноте как любовь интегрированная. Когда же любовь не проникнута утверждением ценности личности, тогда это дезинтегрированная любовь, да собственно и не любовь вовсе, хотя соответствующие реакции, или переживания могут иметь как нельзя «любовный» характер... [Этическая очередность событий такова, что] сперва посредством любви должно быть

достигнуто единение личностей, мужчины и женщины, и только выражением такого зрелого единения может быть сексуальная жизнь их обоих...

Кароль Войтыла

«Любовь и ответственность»

Этическая формула 10

Основное этическое свойство любви в том, что она является утверждением личности, и без этого она не любовь. Когда любовь насыщена надлежащим отношением к ценности личности - она являет себя во всей полноте.


* Мужнина должен приблизиться к пониманию того, что одна из самых больших тайн в мире - тайна Мировой Женственности, частица которой имеется в каждой полноценной женщине.

* В том числе - вопреки желаниям души.

** Чему и может послужить "Этика эроса".

Этика эроса
Элементарные понятия этики любви
Одухотворяйте физическую природу
Этико-психологические проблемы эротики
Половая потребность и жизненная энергия
Физическая близость и духовная гармония
Умеренность и прекрасное
Удовольствие, счастье и любовь
Половое влечение, нравственность и творчество
Этический смысл любви
Сексуальная этика и ценность личности
Дружба - это почва на которой растут семена любви
Дружба - этическая форма эроса
Дружба - встреча чувств
Высокий полет романтического эроса
Этические грани влюбленности
Полнота жизни в эросе брачной любви
Моральные качества эроса супружеской любви
Дарение любви - гарантия счастья
Желание счастья другой личности и самоотдача в любви
Любовь как йога
Любовь как религия
Любовь как метафизическая ценность
Благо эгоиста и духовная любовь
Эрос любви духовной
Этика и сублимация эроса
Любовь - ключ к космическому сознанию и бесконечному блаженству
Озарение Божественного Эроса и невыразимая радость жизни (девятая ступень любви)
Благо любимое вами от Него исходит… и Любовь никогда не перестает
Дополнения
Дополнение 1 Кто и зачем опошляет эрос
Дополнение 2 Информация к размышлению от знаменитого алхимика
Встреча с "зачарованными сексом" в астральном путешествии Роберта Монро
Дополнение 4 Наши поступки и торсионные поля
Дополнение 5 Опыт расширения сознания свидетельствует о моногамии
Дополнение 6. Какова космическая судьба сексоманов
Этика, философия и религия
Стандарт Христа и этика цивилизации
О земной цивилизации
Философские вопросы Мироздания
Синхронизируйтесь с ритмами дыхания планеты. Крайон
Держите в сердце ярчайшее солнце любви
Любовь - огонь в груди
Любовь и индивидуальный квантовый скачек
1. О текущем смысле жизни
2. О текущем смысле жизни
3. О текущем смысле жизни
Река бытия
Иисус Христос о своем учении и о смысле жизни
Нравственные задачи для нас