Страница 7 из 96



Умеренность и прекрасное

  Прекрасное часто находится там, куда стремится наше неутомленное желание. Плод хорош не только тем, что полезен прекрасен его вкус, аромат, вид. Конечно, проголодавшись, мы съели бы его, даже если бы он и не был красив. Но как бы не терзал наш голод, мы оцениваем плод не только с точки зрения пользы, но и с точки зрения эстетической. Прекрасное не входит в необходимое - оно существует сверх необходимого.

... [Умеренность] совершенно необходима для того, чтобы вполном мере наслаждаться Прекрасным. Погрязнув в наслаждениях, мы перестаем ощущать всякое удовольствие.

... Пламя желаний необходимо для восприятия Прекрасного, но если не держать его в узде, оно может спалить Прекрасное.

В [чрезмерности] удовлетворения насущных потребностей есть что-то унизительное. Но прекрасное выше необходимости, и оно избавляет нас от чувства унижения. Прекрасное вносит благородство в удовлетворение желаний.

... Прекрасное удерживает наши желания в определенных рамках. Благодаря ему мы связаны с окружающим миром не только пенями необходимости, но и [восторгом] высшей радости.

Итак, ясно, что Прекрасное учит умеренности. Оно дает животворную силу, помогающую побеждать плотские влечения. Человек не откажется от невоздержанности как от зла, но его оттолкнет ее безобразное обличье. Прекрасное не только приобщает к культуре, оно, как мы уже сказали, учит сдерживать свои чувства, а сдержанность помогает наслаждаться Прекрасным. В душевных метаниях не оценить Прекрасного. Истинную любовь может познать только преданная жена, но не блудница… Что же произойдет, если наша любовь к Прекрасному будет лишена сдержанности, присущей верной жене? Наша любовь не сможем тогда постичь Прекрасное, опьянение она примем за настоящую радость… Истинно прекрасное доступно только сдержанному, оно скрыто от алчного.

[Даже если] перед глазами у нас богиня красоты и величия, царящая во Вселенной, но мы не увидим ее, если не чисты душой. Если мы утопаем в роскоши, опьяняемся вином плотских желаний, светлая владычица Вселенной скрыта от наших глаз.

Я не хочу проповедовать мораль. Хочу только напомнить о радости…

Необузданная страсть содержит в себе нечто противное миру Богов. Оно вступает в раздор с окружающим миром. Объект, на который направлена наша [неуемная] страсть вырастает до гигантских размеров, заслоняя в наших глазах великие истины мира, заслоняя Солнце, Луну и звезды. Так наша страсть заслоняет Божественное.

Представьте себе перед вами река. У каждой волны свои гребень, но все они текут к одному морю, и их согласный плеск сливается в единою песню. Одна волна не мешает другой. Но вдруг где-то* образуется завихрение, бешено пляшущий водоворот преграждает поток и даже тянет на дно. Он не может остановиться и в то же время не движется вперед. Несдержанное грубое желание вырывает нас из естественного потока жизни и заставляет вертеться на одном месте. Кое-кто склонен видеть нечто прекрасное в безумии. Мне кажется, что [рыночная] европейская литература черпает свое вдохновение в этом неистовом разгуле страстей, бесплодных и неуемных. Человек с широким взглядом... отмечает многое из того, что нравится человеку с ограниченным кругозором. Пьяному мнится, что он в райской обители, но, протрезвев, он поймет все безобразие окружающего.

Как бы ни пылала физическая страсть, ее скудность тотчас обнаружится, едва она предстанет на фоне всего необъятного мира.

Прекрасное для своего понимания требует душевного спокойствия. Прекрасно сострадание, прекрасно милосердие, прекрасна любовь. Любовь сравнивают с тысячелепестковым лотосом, с полной Луною, она гармонична сама по себе, и в то же время гармонирует с миром окружающим Она гармонирует со Вселенной, и Вселенная гармонирует с ней.

...Освободившись с помощью Прекрасного от скудности корыстолюбия, мы находим истинную свободу в любви.

Рабиндранат Тагор

Из статьи «Прекрасное»

Этическая формула 6

Пламя желаний необходимо для восприятия Прекрасного, но если не держать его в узде, оно может спалить Прекрасное.


* В районе «свадхистаны».

Этика эроса
Элементарные понятия этики любви
Одухотворяйте физическую природу
Этико-психологические проблемы эротики
Половая потребность и жизненная энергия
Физическая близость и духовная гармония
Умеренность и прекрасное
Удовольствие, счастье и любовь
Половое влечение, нравственность и творчество
Этический смысл любви
Сексуальная этика и ценность личности
Дружба - это почва на которой растут семена любви
Дружба - этическая форма эроса
Дружба - встреча чувств
Высокий полет романтического эроса
Этические грани влюбленности
Полнота жизни в эросе брачной любви
Моральные качества эроса супружеской любви
Дарение любви - гарантия счастья
Желание счастья другой личности и самоотдача в любви
Любовь как йога
Любовь как религия
Любовь как метафизическая ценность
Благо эгоиста и духовная любовь
Эрос любви духовной
Этика и сублимация эроса
Любовь - ключ к космическому сознанию и бесконечному блаженству
Озарение Божественного Эроса и невыразимая радость жизни (девятая ступень любви)
Благо любимое вами от Него исходит… и Любовь никогда не перестает
Дополнения
Дополнение 1 Кто и зачем опошляет эрос
Дополнение 2 Информация к размышлению от знаменитого алхимика
Встреча с "зачарованными сексом" в астральном путешествии Роберта Монро
Дополнение 4 Наши поступки и торсионные поля
Дополнение 5 Опыт расширения сознания свидетельствует о моногамии
Дополнение 6. Какова космическая судьба сексоманов
Этика, философия и религия
Стандарт Христа и этика цивилизации
О земной цивилизации
Философские вопросы Мироздания
Синхронизируйтесь с ритмами дыхания планеты. Крайон
Держите в сердце ярчайшее солнце любви
Любовь - огонь в груди
Любовь и индивидуальный квантовый скачек
1. О текущем смысле жизни
2. О текущем смысле жизни
3. О текущем смысле жизни
Река бытия
Иисус Христос о своем учении и о смысле жизни
Нравственные задачи для нас