Страница 26 из 97



Этика и сублимация эроса

Сублимация [по-гречески «анагоге»] есть фундаментальная философская категория, нашедшая свое первое гениальное истолкование еще у Платона.

Эрос Платона возводит к новым ступеням бытия открывает новые категории жизненных ценностей, он означает существенную и особенную функцию - функцию стремления, уходящую в бесконечность и многообразную по содержанию, но всегда направленную на возрастание бытия. Эрос есть влюбленность в жизнь, рождение в красоте, жажда вечной жизни...

Сублимация возвышается над природой, но природу не уничтожает, но восполняет, преображает и усовершает. Причем она возможна только тогда, когда есть возвышенное, если есть «Возвышенный», если есть «Всевышний» - только тогда можно «возводить», сублимировать…

Возводящий Эрос - есть основная идея Дионисия Ареонагита, великого основоположителя католической и православной мистики. Его «Небесная иерархия», представляет собой грандиозную систему «сублимации», возведения низшего к высшему, и это возведение совершается силой Эроса. Эрос имеет иерархические ступени, высоты - существует» Эрос физический, Эрос душевный, Эрос духовный, Эрос ангельский и Эрос Божественный. И на всех ступенях это все Эрос, одна и то же сила, именно соединяющая и связующая сила.

* * *

Проблема сублимации приводит к требованию совершенно новой этики. Ее следовало бы назвать [этикой творчества жизни]. Эта новая этика существенно религиозна, ибо «Бог есть любовь» и настоящая глубина любви всегда мистична.

Этика сублимации есть этика «благодати», этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Совершенство или Бог [Всевышний, Всесовершенный], поэтому заповедь такой этики: «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный».

Христианская этика как этика благодати не есть этика отрицания, а есть этика сублимации. Эта этика противоположна морализму и юридизму.

Эрос человека по существу своему есть жажда полноты жизни, он устремлен [к высшему, породившему его] ко Христу, который есть полнота, то есть избыток жизни, воскрешение, победа над смертью, воплощение всех ценностей...

Нормальный Эрос любит прекрасное, пленительное, возвышенное, любит радость, любит благодать. Исконный бытийственный оптимизм Библии говорит: Человек любит то, что «добро зело», что с самого начала нравится Богу в его Творении, - что есть свет, красота, нарастание жизни, восходящая иерархия бытия, то есть сублимация.

* * *

Эрос Платона дает первую и глубочайшую диалектику стремления как потенциальной бесконечности. Эта мысль живет и во всей платонической традиции христианской философии...*

Эрос устремляется только к тому, что переживает как свое родное, желанное, как свое порождение. Ему ничего нельзя навязать, предписать извне как разумную цель, как закон. Напротив, представление о цели, в форме желанного образа, вырастает из самого стремления посредствам творческой фантазии. Вот почему Платон говорит, что Эрос есть «рождение в красоте». Но если Эрос любви есть «рождение в красоте», то извращение

Эроса есть умерщвление в уродливом (садизм), наслаждение в низком [маниакальный или извращенный сексуализм]. Существует сублимация, но существует и деградация, падение.

* * *

Истинное творчество всегда благодатно. Выраженная и воплощенная в нем ценность (благо) всегда дана, а не создана, и в этой «несотворенной красоте» заключено главное очарование, благодать. Благодатность есть особый критерий истинности, который переживается особым чувством и есть своего рода «очевидность» [данная и воспринятая].

Истинное творчество есть богочеловеческий процесс. Бог есть творец, а поэтому где истинное творчество, там всегда присутствует [благодать божественного].

Причем то, что в Божественном идеальном плане есть истинно-ценное, в человеческом плане преломляется как истинно-желанное. [Религия любви] есть религия абсолютно желанного, она обещает человеку все, чего он может поистине желать: блаженство, красоту, вечную жизнь. - Желанный образ воплощается и преобразует жизнь. Эрос человека есть ответ с низу на Божественное откровение (данное) сверху...

Искусство, подлинное и вечное, на своих вершинах побуждает не естественный восторг, а мистический трепет. На своих вершинах искусство переходит в молитву, [оно порождает] ряд образов, символов и видений, а не отвлеченных идей и обладает сублимирующей силой для искусства православия характерно «видение умной красоты», сублимирующая сила прекрасного образа...

Бог может позвать человека, как и человек может призвать Бога. Божественный зов есть благодать. И она обращена к изначальному свободному акту человека, чтобы благо дать, надо благо взять. Речь идет о высшей, творческой, истиной свободе, о которой сказано «Я научу вас Истине, и Истина сделает вас свободными. Такая свобода [этически] творить жизнь, животворить невозможна без благодати, полученной от Того, кто есть «Податель жизни».

Из книги Бориса Вышеславцева

«Этика преображенного Эроса»

Этическая формула 25

Эрос имеет иерархические ступени, высоты - существует Эрос физический, Эрос душевный, Эрос духовный, Эрос ангельский. Эрос Божественный. И на всех ступенях это все Эрос, одна и та же сила, именно соединяющая и связующая сила.


* В основе диалектики человеческой жизни лежит противопоставление несовершенного (сегодняшнего) и совершенного (того, что может быть), относительного и абсолютного (а отнюдь не противопоставление «света» и «тьмы», «добра» и «зла» - такую «диалектику» привносят в своих учениях силы зла, чтобы утвердить необходимость своего существования).

Этика эроса
Элементарные понятия этики любви
Одухотворяйте физическую природу
Этико-психологические проблемы эротики
Половая потребность и жизненная энергия
Физическая близость и духовная гармония
Умеренность и прекрасное
Удовольствие, счастье и любовь
Половое влечение, нравственность и творчество
Этический смысл любви
Сексуальная этика и ценность личности
Дружба - это почва на которой растут семена любви
Дружба - этическая форма эроса
Дружба - встреча чувств
Высокий полет романтического эроса
Этические грани влюбленности
Полнота жизни в эросе брачной любви
Моральные качества эроса супружеской любви
Дарение любви - гарантия счастья
Желание счастья другой личности и самоотдача в любви
Любовь как йога
Любовь как религия
Любовь как метафизическая ценность
Благо эгоиста и духовная любовь
Эрос любви духовной
Этика и сублимация эроса
Любовь - ключ к космическому сознанию и бесконечному блаженству
Озарение Божественного Эроса и невыразимая радость жизни (девятая ступень любви)
Благо любимое вами от Него исходит… и Любовь никогда не перестает
Дополнения
Дополнение 1 Кто и зачем опошляет эрос
Дополнение 2 Информация к размышлению от знаменитого алхимика
Встреча с "зачарованными сексом" в астральном путешествии Роберта Монро
Дополнение 4 Наши поступки и торсионные поля
Дополнение 5 Опыт расширения сознания свидетельствует о моногамии
Дополнение 6. Какова космическая судьба сексоманов
Этика, философия и религия
Стандарт Христа и этика цивилизации
О земной цивилизации
Философские вопросы Мироздания
Синхронизируйтесь с ритмами дыхания планеты. Крайон
Держите в сердце ярчайшее солнце любви
Любовь - огонь в груди
Любовь и индивидуальный квантовый скачек
1. О текущем смысле жизни
2. О текущем смысле жизни
3. О текущем смысле жизни
Река бытия
Иисус Христос о своем учении и о смысле жизни
Нравственные задачи для нас